Система охлаждения (часть 3) |
Динамика и конструирование |
Повышенной кавитационной устойчивостью обладают закрытые системы, жидкостный контур которых в определенном диапазоне давлений изолирован от атмосферы. В отличие от открытых систем, где жидкостный тракт постоянно сообщается с атмосферой, связь с окружающим пространством в закрытых системах осуществляется через паровоздушную крышку расширительного бачка (рис. 11.5), которая содержит впускной (воздушный) и выпускной (паровой) клапаны. Паровой клапан регулируют на избыточное давление паров жидкости 0,045...0,05 МПа. Таким образом, при давлениях в системе ниже давления срабатывания парового клапана система изолирована («закрыта») от атмосферы. При этом температура в контуре может быть доведена до 105...110°С без опасности закипания жидкости. Воздушный клапан срабатывает при падении давления в системе примерно на 0,01 МПа. Достоинством закрытых систем является также их большая (при прочих равных условиях) производительность, что является следствием повышения температурного напора между основным (воздух) и промежуточным (охлаждающая жидкость) теплоносителями в системе. В настоящее время все большее распространение получают необслуживаемые системы с герметизированным жидкостным контуром, в которых температура теплоносителя может повышаться до 120 °С (при давлении до ОД МПа). В них применяются деаэрированные (вакуумированные) теплоносители с малым объемным расширением. Использование в качестве промежуточного теплоносителя низкозамерзающих жидкостей (антифризов), имеющих большой коэффициент объемного расширения, диктует необходимость иметь в системе резервный компенсационный объем. Для этих целей используется расширительный бачок 4 (см. рис. 11.3). Будучи установленным в самой высокой точке жидкостного контура с выходом во всасывающую магистраль насоса, он выполняет функции конденсатора, стабилизатора уровня жидкости в рубашке охлаждения и деаэратора (отделителя воздуха, газов и пара от охлаждающей жидкости), а также является элементом, ограничивающим разрежение на входе в насос и тем самым повышающим кавитационную устойчивость системы. Обычно объем паровоздушного пространства составляет 5... 7% при общем объеме бачка 10...25% от емкости системы охлаждения. Удельный объем системы охлаждения двигателей для легковых автомобилей составляет 0,18...0,24 л/кВт, для грузовых — 0,25... 0,34 л/кВт. Регулирование производительности (количества теплоты, отводимой от двигателя в окружающее пространство в единицу времени) системы жидкостного охлаждения осуществляется изменением массового расхода охлаждающих теплоносителей в горячем и холодном контурах радиатора. Newer news items:
Older news items:
|