Система охлаждения (часть 3)
Динамика и конструирование

 

Повышенной кавитационной устойчивостью обладают закры­тые системы, жидкостный контур которых в определенном диа­пазоне давлений изолирован от атмосферы. В отличие от от­крытых систем, где жидкостный тракт постоянно сообщается с атмосферой, связь с окружающим пространством в закрытых системах осуществляется через паровоздушную крышку расшири­тельного бачка (рис. 11.5), которая содержит впускной (воздушный) и выпускной (паровой) клапаны. Паровой клапан регулируют на избыточное давление паров жидкости 0,045...0,05 МПа. Таким образом, при давлениях в системе ниже давления срабатывания парового клапана система изолирована («закрыта») от атмосфе­ры. При этом температура в контуре может быть доведена до 105...110°С без опасности закипания жидкости. Воздушный клапан срабатывает при падении давления в системе примерно на 0,01 МПа. Достоинством закрытых систем является также их большая (при прочих равных условиях) производительность, что является следствием повышения температурного напора между ос­новным (воздух) и промежуточным (охлаждающая жидкость) теп­лоносителями в системе. В настоящее время все большее распрост­ранение получают необслуживаемые системы с герметизированным жидкостным контуром, в которых температура теплоносителя мо­жет повышаться до 120 °С (при давлении до ОД МПа). В них применяются деаэрированные (вакуумированные) теплоносители с малым объемным расширением.

Использование в качестве промежуточного теплоносителя низкозамерзающих жидкостей (антифризов), имеющих большой коэф­фициент объемного расширения, диктует необходимость иметь в системе резервный компенсационный объем. Для этих целей ис­пользуется расширительный бачок 4 (см. рис. 11.3). Будучи установ­ленным в самой высокой точке жидкостного контура с выходом во всасывающую магистраль насоса, он выполняет функции конден­сатора, стабилизатора уровня жидкости в рубашке охлаждения и деаэратора (отделителя воздуха, газов и пара от охлаждающей жидкости), а также является элементом, ограничивающим разреже­ние на входе в насос и тем самым повышающим кавитационную устойчивость системы.

Обычно объем паровоздушного пространства составляет 5... 7% при общем объеме бачка 10...25% от емкости системы охлаж­дения.

Удельный объем системы охлаждения двигателей для легковых автомобилей составляет 0,18...0,24 л/кВт, для грузовых — 0,25... 0,34 л/кВт.

Регулирование производительности (количества теплоты, отво­димой от двигателя в окружающее пространство в единицу време­ни) системы жидкостного охлаждения осуществляется изменением массового расхода охлаждающих теплоносителей в горячем и хо­лодном контурах радиатора.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте