Система охлаждения (часть 2) |
Динамика и конструирование |
В смешанных системах охлаждения (рис. 11.4, а,б) охлаждающая жидкость из радиатора 1 подается в верхнюю зону рубашки охлаждения цилиндров (рис. 11.4, а)или в полость головки блока (рис. 11.4, б). В этом случае цилиндры двигателя охлаждаются за счет термосифонного эффекта. При подаче охлаждающего теплоносителя в головку блока иногда (при больших линейных размерах двигателя) используют распределительные трубы 10 (рис. 11.4, б), позволяющие интенсифицировать охлаждение наиболее горячих зон камер сгорания. Такие системы используются преимущественно на ДсИЗ. Для этих же целей в ряде конструкций дизелей применяется двухполостная система охлаждения двигателя (рис. 11.4, в). Полость рубашки охлаждения каждой гильзы разделена перегородкой по высоте на два (11 и 12) объема. В верхний объем 11 через канал 13 подводится охлаждающая жидкость. Объемы соединяются между собой кольцевой щелью между перегородкой 14 блока и стенкой гильзы. Это позволяет интенсифицировать охлаждение верхней части гильзы за счет принудительной циркуляции теплоносителя в этой зоне. Из верхней полости охлаждающая жидкость поступает в головку блока и через щель в перегородке 14 к нижним частям гильз, осуществляя их охлаждение в основном за счет естественной конвекции. Системы с принудительной и смешанной циркуляцией жидкости (рис. 11.3 и 11.4) помимо радиатора и жидкостного насоса оснащаются термостатом, являющимся элементом регулирования их производительности по жидкостному контуру. Термостат представляет собой позиционный регулятор расхода охлаждающей жидкости через теплообменник (радиатор). При достижении заданной температуры на выходе из рубашки охлаждения он перекрывает доступ жидкости в радиатор, ступенчато изменяя при этом производительность системы (рис. 11.4, а). При таком способе регулирования при закрытом клапане термостата резко возрастает разрежение во всасывающей магистрали жидкостного насоса, что может привести к кавитационному срыву работы жидкостного тракта. Следствием уменьшения давления на входе в насос является снижение температуры кипения теплоносителя и переход его в двухфазное состояние. В результате производительность насоса резко падает, что немедленно нарушает режим циркуляции жидкости и приводит к прогрессирующему перегреву двигателя. Для повышения кавитационной устойчивости системы при регулировании ее производительности используются двухклапанные термостаты (рис. 11.4, б), которые в сочетании с обводной магистралью б ограничивают разрежение на входе в насос при закрытом доступе жидкости в радиатор. В этом случае нагретая жидкость из рубашки охлаждения поступает или в радиатор 1 через основной клапан 8 термостата 7 или (и) непосредственно во всасывающую магистраль насоса через дополнительный клапан 9 и обводную магистраль 6. Newer news items:
Older news items:
|