Система охлаждения (часть 1) |
Динамика и конструирование |
Система охлаждения предназначена для принудительного отвода теплоты от деталей двигателя, омываемых горячими газами, для обеспечения их оптимального и стабильного теплового состояния. В зависимости от способа организации теплообмена между элементами двигателя и окружающей средой различают системы с промежуточным теплоносителем (циркуляционные системы жидкостного охлаждения) и без промежуточного теплоносителя (системы воздушного охлаждения и проточные системы жидкостного охлаждения). Проточная система жидкостного охлаждения конструктивно наиболее проста в производстве и эксплуатации. Простейшая конструкция такой системы (рис. 11.1) включает в себя насос 4, который прокачивает охлаждающую жидкость (обычно воду) через рубашку охлаждения двигателя 8,сбрасываемую затем в окружающее пространство. Регулирование производительности системы осуществляется за счет изменения расхода жидкости через рубашку охлаждения с помощью управляемого вентиля 7. Перестановка вентиля осуществляется по сигналу датчика температуры 9. Основным недостатком проточных систем является необходимость иметь большой запас охлаждающей жидкости, в связи с чем они используются в основном на водном транспорте, где в качестве охлаждающего агента используется забортная вода. , На наземном транспорте наибольшее распространение получили циркуляционные двухконтурные системы, где теплоотвод осуществляется в воздух, а охлаждающая жидкость используется в качестве промежуточного теплоносителя, циркулирующего по замкнутому контуру. Конструкция системы жидкостного охлаждения во многом определяется принятым способом организации циркуляции жидкости. По этому признаку различают системы: термосифонные, с принудительной циркуляцией жидкости и смешанные системы охлаждения. В термосифонной системе (рис. 11.2) циркуляция жидкости происходит в силу разности ее температуры и плотности в различных зонах жидкостного контура. Такая система охлаждения конструктивно наиболее проста, недорога, но при приемлемых ее габаритах теплотехнически недостаточно эффективна. Для интенсивной циркуляции жидкости в ней необходим значительный перепад температур А/я на радиаторе (порядка 30 °С). В противном случае небольшие скорости движения жидкости могут привести к местным перегревам и значительным градиентам температур в охлаждаемых элементах двигателя. В связи с отмеченными недостатками в современных транспортных ДВС термосифонные системы охлаждения не применяются. Система с принудительной циркуляцией охлаждающего агента в настоящее время является одной из основных типов систем охлаждения автотракторных двигателей. Принудительная циркуляция промежуточного теплоносителя по всему контуру осуществляется жидкостным насосом б (рис. 11.3). Охлаждающий агент подводится через нижний пояс цилиндров. Newer news items:
Older news items:
|