Смазочная система (часть 4) |
Динамика и конструирование |
Очевидно, подшипниковый узел должен быть спроектирован и рассчитан так, чтобы при тех силах, которые действуют на вал, разделяющий масляный слой, обеспечивал жидкостное трение. Для подшипников коленчатого вала автотракторных двигателей это выполняется при минимальной толщине масляного слоя 4... 5 мкм. При проектировании двигателя по данным динамического расчета строят полярную диаграмму нагрузок, по которой определяют силы, действующие на подшипник, а на основании прочностного расчета и компоновки устанавливают размеры диаметра шеек и длины опорной части вкладыша. По этим данным определяют условное давление на единицу площади диаметральной проекции. Для определения значения коэффициента нагруженности необходимо знать вязкость масла в нагруженной части масляного слоя, значение которой заранее не известно. Для определения вязкости и суждения о температурном режиме работы производят тепловой расчет подшипника, на основании которого составляют тепловой баланс и определяют температуру равновесия, при которой теплота, развивающаяся в подшипнике, равна теплоте, отводимой от него. По этой температуре определяют вязкость масла и производят все дальнейшие расчеты. Теплота, отводимая по металлу вала и картера в окружающую среду, незначительна, поэтому при тепловом расчете ее, как правило, не учитывают. В современных двигателях применяют масляные насосы шестеренчатого типа с внешним (рис. 10.10, а)и внутренним зацеплением. Во втором случае используют как эвольвентное (рис. 10.10, б), так и эпициклоидальное зацепление (рис. 10.10, в). Размеры шестерен, а следовательно, и производительность масляных насосов целесообразно определять исходя из циркуляционного расхода масла через двигатель, необходимого для отвода теплоты QOM,воспринимаемой маслом. Масляные фильтры. Для обеспечения надежной работы двигателей необходимо прежде всего обеспечить защиту трущихся сопряжений от абразивных частиц. Эту функцию выполняют масляные фильтры и очистители. К первому типу относятся устройства, задерживающие частицы при прохождении масла через щели или каналы фильтрующих поверхностей, ко второму — очистители, удерживающие частицы с помощью силовых полей. В смазочных системах современных двигателей применяют фильтры грубой и тонкой очистки. Фильтры грубой очистки полностью задерживают частицы крупностью более 50...120 мкм, а фильтры тонкой очистки — 50... 40 мкм. Для грубой очистки фильтрующие элементы выполняют сетчатыми, пластинчато-щелевыми и ленточно-щелевыми. Для тонкой очистки применяют элементы из бумаги, тканей, картона, хлопчатобумажной пряжи и др. Из очистителей наиболее широко распространены центрифуги, в которых удаление частиц происходит под действием центробежных сил, вызываемых вращением загрязненного масла. Newer news items:
Older news items:
|