Коленчатый вал (часть 1) |
Динамика и конструирование |
Коленчатый вал, воспринимая переменные по величине и направлению газовые и инерционные силы и их моменты, подвергается деформациям изгиба и кручения, а также деформациям от изгибных и крутильных колебаний, неизбежно имеющим место при работе двигателя. Все это может приводить к усталостным разрушениям элементов коленчатого вала. По этим причинам коленчатый вал современного форсированного двигателя является одной из наиболее часто повреждаемых деталей. В качестве материалов для изготовления коленчатых валов двигателей используют стали 45, 45Х, 40ХФА, 42ХМФА, 18Х2Н4ВА. Для коленчатых валов двигателей с искровым зажиганием достаточно широко используют серые и ковкие чугуны. Преимуществами чугунных валов являются меньшая стоимость, снижение припусков на механическую обработку и экономия стального проката. Однако в дизелях они в настоящее время не получили широкого распространения, так как предел выносливости чугуна существенно ниже, чем стали, и поэтому при ограниченных размерах элементов вала сложно обеспечить в дизеле требуемый запас прочности. При конструировании вала широко используют статистические данные по относительным размерам элементов вала (рис. 7.1) для различных категорий двигателей. В табл. 7.1 приведены такие статистические данные для автотракторных двигателей. На рис. 7.2 в качестве примера рассмотрен стальной коленчатый вал четырехцилиндрового четырехтактного двигателя, а на рис. 7.3 — чугунный литой коленчатый вал. Как видно из рис. 7.3, в литом вале можно придать более рациональную форму внутренним полостям шеек и щек, обеспечивающих повышение усталостной прочности. Валы устанавливают обычно на подшипникискольжения. Применение подшипников качения возможно в конструкциях коленчатых валов как составных (рис. 7.4, а), так и монолитных (рис. 7.4, б). Коленчатые валы современных двигателей в большинстве случаев выполняют полноопорными, т. е. с количеством коренных шеек, равным i+1, где i— количество кривошипов вала. Такая конструкция вала обеспечивает большую жесткость, а тем самым и более благоприятные условия работы блок-картера, коренных подшипников и самого коленчатого вала. В ряде зарубежных и отечественных V-образных двигателей шатунные шейки одноименных цилиндров левого и правого рядов делают автономными со сдвигами друг относительно друга на угол Sдля того, чтобы обеспечить равномерное чередование рабочих ходов. На рис. 7.5 показан такой кривошип шестицилиндрового V-образного двигателя ЯМЗ-КАЗ-642. Огромное влияние на надежность работы коленчатого вала оказывают несоосность коренных опор блока и биение коренных шеек вала. Newer news items:
Older news items:
|