Шатунная группа (часть 5)
Динамика и конструирование

 

Шатунные болты подвергаются нагрузкам от силы предвари­тельной затяжки и сил инерции. Для повышения усталостной про­чности болтов зоны переходов в местах изменения его формы выполняются в виде галтелей (рис. 6.6, б, в) с возможно большим радиусом или двумя радиусами, поверхность их элементов шлифуется (полируется), а резьба выполняется с мел­ким шагом методом накатки.

Особое внимание при конструировании шатунных болтов уделя­ется устранению или сведению к минимуму их повторно-перемен­ного изгиба, имеющего место вследствие деформации головки в зо­не стыка.

Для этого используется следующий комплекс конструктивных мероприятий:

• увеличение жесткости кривошипной головки;

  • уменьшение опорных поверхностей головок болтов;
  • использование самоустанавливающихся (сферических) поверх­ностей контакта головки болта и его посадочного места в шатуне;
  • разгрузка зон с высокой концентрацией напряжений от изгибной деформации путем создания в конструкции болта участка с по­вышенной податливостью (участок / на рис. 6.6, г).

От напряжения кручения, возникающего при затяжке, болт разгружается путем обратного поворота гайки на небольшой угол.

Шатунные болты кривошипных головок с прямым разъемом, как правило, имеют призонный поясок, фиксирующий положение крышки относительно шатуна (рис. 6.6, г).

Болты выполняются из хромистых и хромоникельмолибденовых сталей ЗОХ, 35Х, 40Х, 45Х, 40ХНМА штамповкой на холодновысадочных автоматах с последующей накаткой резьбы и тер­мической обработкой (закалка и высокий отпуск). Чтобы предотв­ратить проворачивание болтов, их головки выполняют несиммет­ричной формы с вертикальным срезом (см. рис. 6.6, а, рис. 6.1), л в теле шатуна фрезеруют площадки или углубления с вертикаль­ным уступом (см. рис. 6.1). В ряде случаев в головке болта для этих целей предусматривают фиксирующий выступ (рис. 6.6, г). Гайки шатунных болтов самоконтрящиеся (обжатые по граням или, реже, но торцам).

Элементы шатунной группы работают в условиях переменных нагрузок, изменяющихся по величине в широких пределах в зависи­мости от режима работы двигателя.

Действующие в элементах шатуна напряжения достигают высо­ких значений, особенно при форсировании двигателей, при этом абсолютные значения максимальных напряжений могут прибли­жаться к пределу выносливости.

Расчет шатунной группы сводится к определению напряжений, деформаций и запасов прочности в ее элементах.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте