Шатунная группа (часть 4) |
Динамика и конструирование |
Для уменьшения концентрации напряжений переходы к опорным плоскостям головок шпилек, болтов, гаек выполняют с возможно большим радиусом г (см. рис. 6.1, Б) или с поднутрением по радиусу Т (см. рис. 6.1, В). Для уменьшения габаритных размеров и массы кривошипной головки шатунные болты и шпильки стремятся располагать как можно ближе к оси шейки. В некоторых конструкциях в теле вкладыша предусматривается выточка для прохождения шатунного болта. Шатунные подшипники скольжения компонуются из двух тонко-с генных вкладышей. Для предотвращения их проворачивания и осенено смещения на одной из кромок вкладыша отгибается фиксирующий выступ, входящий в специальную пазовую канавку в кривошипной головке шатуна (см. рис. 6.1). Подшипники работают в условиях высоких знакопеременных механических нагрузок и повышенных температур. Конструктивно вкладыши выполняют биметаллическими (стальная основа и антифрикционный слой) и триметаллическими (стальная основа, промежуточный, обычно медно-никелевый, и антифрикционный слои). Общая толщина шатунных вкладышей составляет 8= 1,3...2 мм для двигателей с искровым зажиганием, при этом толщина антифрикционного слоя 0,2...0,4 мм; для дизелей <5 = 2,5...3 мм (толщина антифрикционного слоя не более 0,3... 0,7 мм). Антифрикционный слой подвержен усталостным разрушениям, коррозионно-механическому и абразивному изнашиванию. В современных автотракторных двигателях в качестве антифрикционных материалов применяют свинцово-оловянистые, алюминиевые высокооловянистые сплавы и свинцовистую бронзу. Сплав СОС-6-6 (по 5...6% олова и сурьмы, 88...90% свинца) используют в основном в ДсИЗ. При повышенных требованиях к усталостной прочности антифрикционного слоя применяют алюминиевый высокооловянистый сплав АО20-1 (20% — олова, по 1% меди и никеля, 78% алюминия). Вкладыши подшипников дизелей, работающих с особо высокими нагрузками (например, КамАЗ), выполняют с антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы Бр.С-30 (30% свинца, 70% меди). Свинцовистая бронза сравнительно трудно прирабатывается к поверхности шейки, плохо поглощает абразивные частицы и подвержена коррозии («выпотевание» свинца) вследствие наличия кислотных соединений в масле. В связи с этим в моторное масло вводят специальные присадки, предохраняющие вкладыши от разрушения, а поверхность антифрикционного слоя покрывают тонкой пленкой (электролитическое осаждение) сплава свинца с оловом, свинца с индием или свинца с кадмием. Толщина покрытия 0,015...0,04 мм. В дизелях, работающих с высокими газовыми нагрузками и менее значительными инерционными, верхний вкладыш может быть выполнен с применением сплава АО 20-1, а нижний — из сплава АСМ (например, двигатели ВТЗ). Алюминиевый сплав АСМ (0,7% магния, 6% сурьмы, 93,3% алюминия) применяют в основном для вкладышей коренных подшипниковтракторных дизелей. Осевой зазор, которому соответствует возможное перемещение шатуна вдоль шатунной шейки, не должен превышать 0,2...0,3 мм (см. рис. 6.1). |