Шатунная группа (часть 3) |
Динамика и конструирование |
Наиболее нагруженным элементом верхней головки является сечение в зоне перехода поршневой головки шатуна (точка А, см. рис. 6.1) в стержень шатуна. Упрочнению поршневой головки способствуют следующие конструктивные мероприятия (рис. 6.4): ■ увеличение радиуса перехода р от стержня шатуна к головке (рис. 6.4, а) и уменьшение сужения стержня у головки до полного его устранения (рис. 6.4, в); • создание приливов металла в зоне перехода (рис. 6.4, б);
Тонкостенную бронзовую втулку, устанавливаемую в верхнюю головку при плавающем пальце, изготовляют сворачиванием из листовой бронзы с последующей механической обработкой до толщины стенок втулки 0,8...2,5 мм. Материалом для втулок служат алюминиево-железистая бронза Бр.АЖ9-4, оловянисто-цинковая бронза Бр.ОЦС4-4-2,5 и оловянисто-фосфористая бронза Бр.ОФ6,5-0,15. Стержни шатунов автотракторных двигателей имеют, как правило, двутавровое сечение (см. рис. 6.1, f.4). Смещение стержня шатуна относительно продольной оси симметрии кривошипной головки при неполноопорных коленчатых валах позволяет уменьшить расстояние между осями цилиндров и длину двигателя, но при этом возможен неравномерный износ элементов шатунных подшипников. К кривошипной головке шатуна предъявляются следующие требования: • высокая жесткость, обеспечивающая надежную работу тонкостенных вкладышей и шатунных болтов; • минимальные габаритные размеры и масса;
Кривошипные головки шатунов автотракторных двигателей по возможности выполняются с прямым (нормальным) разъемом, плоскость которого перпендикулярна оси шатуна (см. рис. 6.1). При развитых шатунных шейках с диаметрами dmm=(0,7...0,S)Dвыполняют косой, разъем, плоскость которого располагается под углом ср = 30,45 или 60° к продольной оси стержня шатуна (рис. 6.5). При косом разъеме сила инерции Рт, нагружающая шатунные болты, уменьшается, а для восприятия возникающих при этом боковых усилий Ртв конструкции головки предусматриваются специальные фиксирующие элементы (например, треугольные шлицы на рис. 6.5, а, буртики крышки на рис. 6.5, б или фиксирующие штифты на рис. 6.5, в). При косом разъеме крышки крепят к шатуну в основном болтами, ввертываемыми в тело верхней половины головки. |