Шатунная группа (часть 2)
Динамика и конструирование

 

В зависимости от компоновки двигателя шатуны могут выпол­няться одинарными и сочлененными (рис. 6.2). Наибольшее рас­пространение получили одинарные шатуны (см. рис. 6.1), уста­навливаемые как в линейных, так и в V-образных конструкциях. В V-образных двигателях в этом случае на одной шатунной шейке последовательно располагаются кривошипные головки шатунов двух противолежащих цилиндров, оси которых смещены друг относительно друга в продольной плоскости. Для обеспечения расположения одноименных цилиндров правого и левого рядов в одной поперечной плоскости используются шатуны центрально­го сочленения (вильчатый и внутренний шатуны, рис. 6.2, а) или главный шатун с кривошипной головкой, опирающейся на шатун­ную шейку, и несоосно сочлененный с ней прицепной шатун (рис. 6.2, б).

В конструкции шатуна выделяются три конструктивных элемен­та (см. рис. 6.1): поршневая (верхняя) головка, стержень и кривошип­ная головка со съемной крышкой.

Конструкция поршневой головки шатуна определяется способом сочленения поршневого пальца с шатуном (рис. 6.3). При плава­ющем пальце в неразрезную поршневую головку шатуна запрес­совывают бронзовую втулку. В случае установки защемленных пальцев фиксация их в головке осуществляется за счет гарантиро­ванного температурного натяга при сборке (20...40 мкм). Верхняя головка имеет элементы, имеющие избыток металла, предназначен­ного для подгонки шатунов по массе и по расположению центра масс (рис. 6.3, а). Для подачи смазки на поверхность поршневого пальца в верхней, менее нагруженной части поршневой головки выполняют отверстия — накопители масла.

В автотракторных двигателях сила давления газов РТ может значительно превышать силы инерции Ру. При одинаковой площади опорной поверхности толщина масляного слоя между пальцем и нижней поверхностью втулки будет меньше в силу больших величин удельного давления, чем в верхней. Выравниванию тол­щины масляного слоя способствует уменьшение опорной поверх­ности верхней половины втулки за счет фрезерования углубления в ее средней части (рис. 6.3, в). В дизелях, в которых разница между силами Pjи Рт наиболее ощутима, верхние головки шатунов выпол­няют с наклонными торцевыми плоскостями (рис. 6.3, г) с таким расчетом, чтобы максимальные величины удельных давлений паль­ца на верхнюю и нижнюю половины втулки были одинаковыми.

В форсированных дизелях осуществляют смазку поршневого пальца под давлением (рис. 6.3, д, е). Двигатели, работающие со струйным охлаждением днища поршня, имеют на поршневой го­ловке распылитель (рис. 6.3, е).

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте