Цилиндровая группа и картеры (часть 11) |
Динамика и конструирование |
Работоспособность газового стыка двигателя оценивают по его герметичности при реализации рабочего процесса и по уровню напряженно-деформированного состояния его элементов — шпильки или болта, прокладки и блока. Основными расчетными нагрузками на газовый стык являются (рис. 4.9, а):
• термическая сила, образующаяся при прогреве двигателя вследствие различных коэффициентов линейного расширения элементов стыка. Оценка работоспособности газового стыка проводится с учетом податливости его элементов. Под действием силы предварительной затяжки шпильки/болта, деформируются детали газового стыка: сжимаются головка, прокладка и рабочая часть блока при одновременном растяжении шпильки (рис. 4.9, б). При реализации рабочего процесса газовая сила сжимает головку и растягивает шпильку, а деформации прокладки и блока уменьшаются — происходит разгрузка газового стыка. Естественно, если нет разгерметизации стыка, то приращение деформаций шпильки и головкиравно приращению деформаций прокладки и блока. Для наглядности выводов обратимся к диаграмме сила — деформация в виде, показанном на рис. 4.9, в. Коэффициент концентрации напряжения для шпилек из легированных сталей — 4...5,5. Коэффициент запаса прочности шпильки па находится в пределах 1,3...2. . Из анализа характера сил, нагружающих силовую шпильку, следует, что наиболее тяжелые условия ее работы имеют место на режиме максимального крутящего момента. Полученные зависимости позволяют прогнозировать поведение элементов газового стыка в различных условиях эксплуатации. При перегреве двигателя в результате нарушения сгорания или из-за нарушения работы системы охлаждения происходит рост силы, и, как следствие, шпилька воспринимает дополнительные нагрузки. При переходных режимах работы двигателя возрастает вероятность «заброса» Р„ что делает вероятным увеличение нагрузки на шпильку и уменьшение сил на стыке Р*. Важным при монтаже является достижение требуемой силы предварительной затяжки, устанавливаемой инструкцией завода-изготовителя и проверяемой с помощью динамометрического ключа. Последовательность затяжки шпилек/болтов, строго определенная для обеспечения одинаковой деформации элементов по всему объему головки цилиндров. Зимой в условиях низких температур окружающей среды Крайнего Севера при холодном запуске двигателя с алюминиевой головкой и чугунным блоком возможно раскрытие газового стыка из-за того, что термическая сила принимает отрицательное значение при минусовых температурах. Newer news items:
Older news items:
|