Цилиндровая группа и картеры (часть 6)
Динамика и конструирование

 

В картере обычно располагаются главная масляная магистраль диаметром 10...14 мм и каналы диаметром 3...5 мм для подвода масла под давлением к подшипникам коленчатого вала.

Материалы корпусных деталей. Блок-картеры двигателей в ос­новном изготовляют из чугуна или алюминиевого сплава и пока достаточно редко из магниевого сплава. Алюминиевый сплав по сравнению с чугуном менее износостоек, имеет в 2,5 раза мень­шую плотность, в 1,5 раза меньшую прочность, в 3 раза большую теплопроводность, вдвое больший коэффициент линейного рас­ширения. Для обеспечения требуемой прочности и жесткости элеме­нты конструкции блок-картера из алюминиевых сплавов имеют большие размеры, что частично нивелирует их преимущества по массе по сравнению с чугунными блоками. В целом изготовление блок-картера из алюминиевого сплава позволяет уменьшить его массу до 30% и массу всего двигателя на 12...20%. Алюминиевые сплавы обеспечивают лучший теплоотвод от нагретых зон и, следо­вательно, меньшие величины температурных градиентов и терми­ческих напряжений. Однако большее температурное расширение приводит к необходимости учета этого явления при назначении величин зазоров между элементами сопряжения поршень — ци­линдр. Цилиндры изготовляют из алюминиевого сплава, содер­жащего 30% кремния с оптимизированной структурой кристаллов, и для повышения их износостойкости предусматривают специаль­ные технологические мероприятия.

Перспективным материалом корпусных элементов является чу­гун с вермикулярным графитом, имеющий в 2 раза большую про­чность по сравнению с серым чугуном с пластинчатым графитом. Его применение позволяет снизить массу конструкции и прибли­зиться по этому параметру к блок-картерам из алюминиевых спла­вов.

При окончательном выборе материала для корпусных деталей ДВС исходят из совокупной стоимости всех этапов их жизненного цикла, в том числе изготовления (стоимости материала, отливки и обработки) и эксплуатации (затрат на перемещение дополнитель­ной массы, надежности и долговечности).

Головки цилиндров. В соответствии с функциональным назначе­нием конструкция головки цилиндров должна:

  • создавать объем камеры сгорания в соответствии с требовани­ями, предъявляемыми к ее форме способом организации рабочего процесса;
  • обеспечивать оптимальную конструкцию впускных и выпуск­ных каналов;
  • создавать надежное уплотнение газового стыка; -

осуществлять режим циркуляции охлаждающей жидкости, обеспечивающий наименьшую тепловую напряженность элементов головки на всех режимах работы;

• обеспечивать рациональное размещение необходимых деталей двигателя (свеч/форсунок, опор распределительного вала и т. д.), монтируемых на головке цилиндров.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте