Методы воздействия на рабочий процесс (часть 45)
Токсичность двигателей внутреннего сгорания

 

Расширить предел обед­нения бензовоздушной сме­си можно присадкой водо­рода. При присадке 20% Нг (по массе к массе водо­рода и изооктана) устойчи­вая работа двигателя обес­печивается при (z=2,5).

Сжиженный и природ­ный газ. Применение сжи­женного нефтяного газа представляет особый инте­рес в связи с уменьшением загрязнения атмосферы. Сравнительная оценка ток­сичности V-образного восьмицилиндрового двигателя при работе на сжиженном газе и бензине показывает (рис. 96), что максимальная концентрация NOxуменьшается в случае использования сжи­женного газа примерно в 2 раза. Несколько понижается выброс окиси углерода и углеводородов. Максимум NO* смещается в сторону более бедных смесей. Существенно уменьшается также содержание бенз(а)пирена. Состав углеводородов, содержащих­ся в отработавших газах, при работе двигателя на бензине и сжиженном газе различен.

Наибольшей реакционной способностью при образовании смога обладают олефины. Поэтому реакционная способность углеводородов, содержащихся в отработавших газах двигателя при работе па сжиженном газе, ниже (из-за меньшего содержа­ния олефинов).

Результаты сравнительных дорожных испытаний автомобилей показали, что автомобиль, работающий на сжиженном неф­тяном газе, имеет токсичность в 4—5 раз меньшую, чем авто­мобиль, работающий на бензине. Испытания легковых автомо­билей, переоборудованных для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине, показали некоторое ухудшение динамических качеств автомобиля (увеличилось время разгона) и затруднение пуска холодного двигателя.

Применение природного газа также существенно уменьшает выделение токсичных веществ, особенно продуктов неполного сгорания. Однако его использование затруднено тем, что при температуре окружающей среды природный газ не может быть переведен в сжиженное состояние. Это означает, что его надо хранить в баллонах под высоким давлением.

Метанол. В последние годы рассматриваются вопросы про­изводства топлив не нефтяного происхождения. Среди них наибольшее внимание привлекают метанол, водород и аммиак. Разработана технология получения метанола из каменного угля с КПД, равным 60—70%. Большой интерес представляет воз­можность получения метанола из известняка, содержащего 12% углерода по массе.

Основные свойства метанола как топлива для двигателей внут­реннего сгорания приведены в табл. 23.

Следует отметить, что по сравнению с изооктаном метанол имеет меньшую (примерно в 2 раза) низшую теплоту сгорания, более широкие пределы воспламеняемости, значительно боль­шую (почти в 4 раза) скрытую теплоту парообразования, высо­кую температуру самовоспламенения и более низкую темпера­туру кипения. Октановое число метанола при определении по исследовательскому методу равно 109,6, а по моторному — 87,4. Для изооктана ОЧ при определении по обоим методам равно 100.

 

Новое на сайте