Методы воздействия на рабочий процесс (часть 44)
Токсичность двигателей внутреннего сгорания

 

С увеличением пробега автомобиля требования к октановому числу бензина возрастают. Для товарных бензинов дополни­тельное повышение октанового числа достигает 6,3 единицы. Удаление ТЭС из бензина не влияет на выделение с отработав­шими газами окиси углерода и окислов азота. В случае исполь­зования одного и того же базового топлива и ТЭС несколько возрастает выделение углеводородов (в среднем при определе­нии по пламенно-ионизационному анализатору на 4%)- Однако при наличии в бензине ТЭС реакционная способность углево­дородов к образованию смога меньше. Содержание альдегидов при отказе от ТЭС возрастает на 10—16%. Возможно также и косвенное влияние ТЭС при удалении его из бензина на состав отработавших газов, что связано с изменением состава топлива для обеспечения необходимого октанового числа. Если с этой целью увеличивают содержание ароматических углеводородов в бензине, то реакционная способность углеводородов в отрабо­тавших газах повышается еще больше. Кроме того, возрастает выделение беиз(а)пирена. При применении неэтилированных бензинов из-за уменьшения октанового числа несколько сни­жается степень сжатия и, следовательно, мощность и КПД двигателя. В этом случае повышаются также износ и задир се­дел выпускных клапанов иа режимах больших нагрузок и при высокой частоте вращения коленчатого вала. При работе на этилированном бензине свинец играет роль твердой смазки, пре­дохраняющей седла от износа. Для повышения твердости седел клапанов, чтобы уменьшить износ, их подвергают индукционной закалке. Добавление к топливу фосфора и других присадок не снижает износа седел.

В ряде стран в последние годы проводятся работы по созда­нию антидетонационных присадок, не содержащих свинца. Сре­ди исследованных веществ на основе марганца наиболее эффек­тивными оказались циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) и метил цнклопеитадиенилтрикарбонил марганец (МЦТМ).

В Советском Союзе проводятся работы по исследо­ванию ЦТМ. Исследования показали, что в среднем эффектив­ность ЦТМ и ТЭС при добавлении их в товарные автомобиль­ные бензины приблизительно одинакова (при равной концент­рации по массе антидетонаторов в целом).

В случае работы двигателя на бензине с ЦТМ во впускной системе и камерах сгорания образуется меньше отложений, чем при использовании бензина с ТЭС. Особенностью нагара, остаю­щегося при работе на бензине с ЦТМ, является то, что он вы­зывает перебои в работе свечей зажигания и преждевременное воспламенение рабочей смеси от тлеющих частиц.

Установлено, что применение бензинов с ЦТМ не ухудшает технического состояния двигателя. Единственный недостаток бензинов с ЦТМ — ускоренный выход из строя свечей зажига­ния. Работы по исследованию и внедрению ЦТМ в настоящее время продолжаются.

Сравнительно узкие пределы воспламеняемости бензовоздушных смесей приводят к тому, что при обеднении смеси до а= 1,15—1.2 и более карбюраторные двигатели работают неус­тойчиво. При сильном обеднении и обеспечении устойчивой ра­боты двигателя можно существенно уменьшить выделение всех основных токсичных компонентов (СО, СН, NOx).

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте