Методы воздействия на рабочий процесс (часть 17)
Токсичность двигателей внутреннего сгорания

 

По влиянию частоты вращения коленчатого вала на выделе­ние NOv- имеются опытные данные, полученные при неизменных опережении зажигания и коэффициенте избытка воздуха па од­ноцилиндровом двигателе CFRрис. 53 [86]. Па этом же рисун­ке показаны и теоретические концентрации NO, рассчитанные по методике, приведенной в разд. 2.6, при условии, что продол­жительность видимого сгорания не зависит от частоты вращения коленчатого вала. Видно, что если основные параметры сгора­ния остаются без изменений, то фактор времени играет решаю­щую роль при изменении частоты вращения коленчатого вала. Это означает, что повышение быстроходности двигателя (при прочих равных условиях) существенно уменьшает концентрацию NOTв отработавших газах.

Разрежение во впускном трубопроводе (за карбюратором) Рпак достигает на режимах холостого хода (0,6—0,7) 105 Па, а на режимах принудительного холостого хода — до (0,8— 0,85) 105, Па. Количество свежей смеси в цилиндре уменьшается, а количество остаточных газов существенно возрастает.

Исследования, проведенные на шестицилиндровом карбюра­торном двигателе с водяным охлаждением, l'/t= 3 л и е = 9 на режимах холостого хода [13], показали, что коэффициент оста­точных газов может достигать значения у=0,35-т-0,8 (рис. 54). Отмечается также существенная разница значений у для отдель­ных цилиндров.

Разбавление свежей топливовоздушной смеси продуктами сгорания влияет на пределы ее воспламеняемости. На рис. 55 приведены данные Бугрова по влиянию остаточных газов на пределы воспламенения бензино-воздушной смеси. При значе­ниях у>0,4 пределы воспламенения узки. Поэтому при y>0,4 возможны пропуски зажигания. При обеднении смеси в системе холостого хода карбюратора возможно из-за неравномерности распределения смеси по цилиндрам выключение из работы от­дельных цилиндров.

На рис. 56 показана регулировочная характеристика двига­теля МеМЗ-968 на режиме холостого хода. При а>0,9 содер­жание СП в отработавших газах начинает возрастать, хотя концентрации СО и Н2 продолжают уменьшаться. Это можно объяснить отключением цилиндров из работы. Специально про­веденные опыты на том же двигателе [38] показали, что при выключении какого-либо цилиндра из работы концентрация СО в отработавших газах значительно снижается из-за разбавле­ния их топливовоздушной смесью из неработающего цилиндра; концентрация СН при этом увеличивается. Если оценка токсич­ности на режиме холостого хода производится только по СО, то указанное явление может привести к неправильным выводам.

Ниже приведены результаты испытании двигателя на ре­жиме холостого хода (п =1500 об/мин) при всех работающих цилиндрах и выключении зажигания в одном цилиндре; содер­жание токсичных веществ дано в % объема сухих продуктов сгорания.

Вещества............................................................ СО      Н2      С02      О.,       N2

Четыре цилиндра.............................................. 5,13     2,34    11,03     1,11     81,65

Три цилиндра..................................................... 2,09    0,87    9,17    5,94     82,35


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте