Масляные фильтры (часть 1)
Масляные фильтры (часть 1)
Техническая информация

Перед подачей масла к трущимся поверхностям деталей масло но быть тщательно очищено от всех твердых примесей, увеличиваюших абразивный износ.

Масляные фильтры можно классифицировать следующим образом (рис. 1).

Рис. 1 – Классификация масляных фильтров

В шалевых фильтрах размер задерживаемых частиц определяет­ся размером зазоров между фильтрующими элементами. Если на пути твердых частиц встречается один ряд щелей, фильтры назы­вают поверхностными, а если фильтрация происходит по всей глубине фильтрующей набивки — объемными.

В центробежных фильтрах твердые частицы выделяются из мас­ла за счет центробежной силы благодаря разности удельных весов масла и твердых частиц.

Через полнопоточные фильтры, включенные в масляную маги­страль, последовательно (см. рис. 2, а) прокачивается все масло, поступающее к трущимся поверхностям. Часто такие фильтры используются только для грубой очистки.

Фильтры тонкой очистки имеют большое сопротивление, поэто­му через них прокачивается всего около 10% масла, подаваемого насосом. Несмотря на это за час работы двигателя все количество масла до 10 раз проходит через фильтр тонкой очистки.

Перед масляными полнопоточными фильтрами устанавливают предохранительные или перепускные клапаны (см. рис. 2, а), которые открывают маслу проход в магистрали при засорении фильтрующего элемента.

Рис. 2 - Принципиальные схемы систем смазки автомобильных двигателей:

а) четырехтактного карбюраторного и дизеля; б) система смазки с «сухим» картером: в) двухтактного карбюраторного с кривошипно-камерной продувкой

На рис. 3, а показана схема щелевого ленточного фильтра, фильтрующим элементом которого является гофрированный цилиндр с намотанной на него лентой. Лента имеет поперечные каналы глубиной 0,04—0,09 мм, определяющие глубину очистки масла. Фильтрующий элемент помещается в корпус, состоящийиз двух деталей: собственно корпуса и штампованного тонкостенного стакана. По размеру задерживаемых твердых частиц фильтр относится кфильтрам грубой очистки.

Рис. 3 -  Схемы  и  конструкция  фильтров  системы смазки:

а) щелевой ленточный фильтр: 1 – корпус; 2 – лента; 3 - гофрированный цилиндр;  4 — выемки на ленте; 

6) щелевой пластинчатый фильтр: 1 — сливная пробка; 2 — стакан; 3 — неподвижный стержень; 4 – корпус; 5 — предохранительный клапан; 6 - пружина клапана; 7 — регулировочный колпачок; 8 — гайка; 9 — вращающийся стержень; 10 — поджимная гайка уплотнения; 11 — уплотнение стержня; 12 — рукоятка поворота стержня; 13 — фильтрующая пластина; 14 — разделительная пластина; 15 — очищающая пластина; 16 — прокладка;
в) картонный фильтр тонкой очистки типа АСФО:  1 — сливная пробка:  2 — маслоподводящий штуцер,   3,  8 — крышки фильтрующего элемента; 4 — центральная трубка; 5 — корпус; 6— крышка; 7 — маслоприемное отверстие; 9 — диск; 10 — раздели­тельная пластина; 11 — полость отстойника; 12 — канавка; 13 — поджимная пружина:

г) объемный фильтр: 1, 4,6,7, 9 — детали корпуса; 2— центральная трубка; 3 — маслоприемное отверстие; 5 — пружина; 8 — волокнистая набивка;

д) бумажный фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки;

е) полнопоточный бумажный фильтр тонкой очистки двигателя ГАЗ-24: 1 - пробка; 2 — центральна трубка; 3 — корпус; 4, 14 — датчики давления и сигнального устройства; 5 — пружина клапана; 6 — перепускной клапан; 7 — пружина поджимная; 8 — болт; 9 — уплотнение; 10 — крышка; 11 и 13 — перфорированные цилиндры; 12 — бумажный фильтрующий элемент

На рис 3, б показана схема щелевого пластинчатого фильтра. В корпусе на вращающемся валике насажен набор фильтрующих пластин 13, между которыми находятся разделительные пластины 14. Толщина разделительных пластин, определяющих глубину Чистки масла, составляет 0,07—0,1 мм. В зазоры между фильтрую­щими пластинами входят очищающие пластины 15, набранные на неподвижный стержень 3. При периодическом проворачивании валика зазоры между фильтрующими пластинами очищаются от скопившихся на них частиц. Отстой сливается через пробку /. Фильтры, показанные на рис. 3, а и б, относятся к полнопоточным фильтрам, поэтому в их корпус обычно устанавливают перепускной клапан.

Применяемые для тонкой очистки масла картонные фильтры типа АСФО (рис. 3, в) представляют собой набор дисков 9 и раз­делительных пластин 10 из прессованного картона, насаженных на центральную трубку 4, находящуюся в корпусе 5.Разделительные прокладки представляют собой диски со спицами, вдоль кото­рых проштампованы канавки 12, соединяющиеся с центральным отверстием. Масло проходит в пространство 11 между дисками и спицами разделительных дисков, отстаивается в нем, затем продавливается между диском и пластиной и по канавкам в спицах разделительной пластины стекает к центральному отверстию, отку­да сливается в картер. Свежий фильтр типа АСФО имеет глубину очистки до 15 мкм. По мере загрязнения его очищающая способность увеличивается.

Объемные фильтры (рис. 3, г) представляют собой волокнистую набивку 8 (нити или войлок), через которую продавливается масло.

В последнее время широкое распространение получили полно­поточные бумажные фильтры тонкой очистки с фильтрующим эле­ментом, сделанным из специальной бумажной ленты, собранной в гармошку, как показано на рис. 3, д. Масло продавливается через поры в бумаге, размер которых не превышает 1 мкм. Чтобы обеспечить длительную эффективную работу такого фильтрующего элемента, масло предварительно пропускают через фильтр с глуби­ной очистки не менее 4—5 мкм. На отечественном двигателе ГАЗ-24 применен полнопоточный бумажный фильтр, конструкция которого показана на рис. 3, е. Работает он без промежуточной стадии очист­ки масла. Полнопоточный бумажный фильтр применяют также в двигателе МЗМА-412.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте