Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: пробки наливной горловины радиаторов
Техническая информация

Пробки наливной горловины радиаторов в закрытых системах жидкостного охлаждения выполняют герметичными с двумя предо­хранительными клапанами: паровым и воздушным (рис. 1, б). Паровой клапан, уплотняемый резиновой прокладкой 6, открывает­ся только для выпуска пара из системы, если его давление превы­шает заданные пределы (положение I). Воздушный клапан, снабжен­ный уплотнительной прокладкой 8, пропускает в радиатор атмосфер­ный воздух в случаях, когда при остывании двигателя в системе возникает повышенное разрежение (положение II). Повышение давления или разрежения в системе сверх допускаемых пределов может привести к разрушению охлаждающей решетки радиатора, поэтому величина их строго нормируется с учетом конкретных условий.

Рис. 1 - Радиатор двигателя ЗМЗ-66:

а) общий вид: 1, 17 — верхний и нижний бачки; 2 — присоединительный шланг; 3 — пробка; 4 — наливная горловина; 5, 14 — присоединительные патрубки; 6 — гнездо датчика; 7 — контрольная трубка; 8 — кронштейн; 9 — боковые стойки; 10 — распорная тяга крепления; 11— присоединительный патрубок отопителя; 12 — резиновые подушки, 13 — скобы крепления; 15, 16 — кран сливной и его гнездо; 18 — охлаждающая решетка;

б) пробка наливной горловины:  1— стойка; 2 — корпус пробки; 3 — пружина пробки; 4 — пружина парового клапана; 5 — паровой клапан: 6, 8— резиновые прокладки; 7 — горловина радиатора; 9 — воздушный клапан; 10 —седло воздушного клапана: 11— пароотводная трубка; I—открыт паровой клапан; II— открыт воздушный клапан

Так, например, в унифицированных пробках наливных горловин радиаторов автомобилей ГАЗ паровой клапан регулируется на избыточное давление в 0,45—0,55 кГ/см2(≈0,045—0,055 Мн/м2),вследствие чего вода закипает в системе только после нагрева ее до 109—112°С. Воздушный клапан открывается у них при паде­нии давления в системе против атмосферного не более чем на 0,1 кГ/см2(≈0,01 Мн/м2) или на 73 мм рт. ст. Повреждение уплотнительных прокладок парового или воздушного клапанов нарушает герметичность системы и вызывает заметное увеличение расхода охлаждающей жидкости, поэтому прокладки 6 и 8 (см. рис. 1, б) следует тщательно оберегать от повреждений.

При нормальном функционировании рассматриваемых клапанов закрытые системы только кратковременно могут сообщаться с окру­жающей средой через отверстие 11 (см. рис. 1, б) и пароотводную трубку 7 (см. рис. 1, а), прикрепленную к верхнему бачку 1и выве­денную под радиатор. Открытые системы охлаждения через такую же пароотводную или контрольную трубку, как указывалось ранее, всегда соединены с атмосферой.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

Новое на сайте