Двигатель (часть 6)
Экономичность

 

Подробный перечень отдельных составляющих потерь мощ­ности для двигателя «Шевроле», о котором шла речь в приведен­ных ранее примерах, дан в табл. 1.9. Данные представлены в ло­шадиных силах (1 л. с. = 736 Вт) и в долях, полезной мощности на валу двигателя. Последняя колонка позволяет наглядно убе­диться, что уменьшение потерь подводимой энергии топлива на 1 % позволило бы примерно на 5 % повысить мощность на валу, т. е. эффективную мощность. Очевидно, что основные потери обусловлены отводом теплоты в соответствии со вторым законом термодинамики. Эти потери можно уменьшить лишь путем увели­чения степени сжатия или уменьшения отношения количества топлива к количеству воздуха в топливной смеси, т. е. путем повышения термического КПД цикла.

В ходе работ по повышению экономичности двигателей и сни­жению токсичности выпускных газов конструкторами анализи­руются всё факторы. Одним из важнейших новых средств дости­жения этих целей является использование все возрастающих возможностей электронного управления. Это позволяет достичь гораздо большей степени оптимизации различных параметров, в частности отношения количества топлива к количеству воздуха в топливной смеси, угла опережения зажигания и режима рециркуляции отработавших газов, что особенно важно для сниже­ния их токсичности. Следует, однако, подчеркнуть, что подобные сложные системы управления не являются панацеей от всех бед в деле повышения топливной экономичности. Они, скорее, позволяют минимизировать ухудшение топливной экономичности, которое обусловлено жесткими требованиями к составу выпускных газов. Кроме того, с целью поиска путей повышения топливной экономичности постоянно ведутся исследования по многим направлениям, связанным с предварительной обработкой топлива, регулированием времени открытия и закрытия клапанов, формой камеры сгорания, конструкцией систем впуска и выпуска и т. д.

Важно иметь в виду, что при заданных основных параметрах двигателя повышение его топливной экономичности в результате использования новейших достижений в указанных направлениях может иметь лишь ограниченный характер. Проблемы, порождаемые взаимосвязью топливной экономичности и токсичности отработавших газов, нельзя недооценивать. Это обстоятельство имеет решающее значение при конструировании и модернизации всех элементов двигателя.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте