Влияние степени сжатия на экономические и мощностные показатели двигателя и на его токсичность (часть 5) |
Экономичность |
Существует одно мало изученное явление, называемое «высокооборотной детонацией». Для него характерно появление глухих стуков при высокой частоте вращения коленчатого вала (в зоне «=4500 об/мин); оно так же, как и обычная детонация, пропадает при установке более позднего зажигания. Такой вид аномального сгорания особенно опасен, так как водитель при общем высоком уровне шума стуков уже не слышит. Этим можно объяснить, что даже у опытных водителей, не допускающих езды со слышимой детонацией, наблюдаются случаи поломки перемычек канавок для поршневых колец после пробега автомобилем 30—40 тыс. км при использовании бензина с низким октановым числом. Одним из основных путей снижения расхода топлива является применение датчиков детонации с обратной связью. Это позволяет дополнительно увеличить степень сжатия двигателя, исключить потерн, возникающие из-за необходимости устанавливать меньший угол опережения зажигания, чтобы компенсировать производственные отклонения в характеристиках автомата опережения зажигания, разницу фактических октановых чисел топлива, изменения теплового режима двигателя, атмосферных условий и т. п. Кроме того, работа двигателя в зоне легкой детонации вызывает обычно небольшое улучшение его мощностных и экономических показателей. Появление детонации можно установить путем измерения давления в цилиндре, температуры гильзы цилиндра, вибрации стенки гильзы цилиндра, нагрузок на шпильки крепления головки цилиндра и их деформаций, сигнала пьезокерамического датчика, размещаемого на свече зажигания или под ней, и магнитострикционных датчиков. В некоторых зарубежных двигателях при каждом цикле с детонацией угол опережения зажигания уменьшается .на 1,4—1,6° угла поворота коленчатого вала. Различными фирмами приняты определенные ограничения в отношении числа детонационных циклов за заданный период времени (например, 8 стуков за 10 с). В случае прекращения детонации угол опережения зажигания увеличивается с заданной скоростью (например, 10°/с). При возникновении неисправности системы управления углом опережения зажигания перед водителем загорается сигнальная лампочка. Одним из путей, позволяющих повысить степень сжатия, можно назвать ужесточение допусков на объем камер сгорания и характеристики автомата опережения зажигания. Испытания серийных автомобилей, проведенные в Англии, показали, что диапазон изменения требуемого октанового числа достигает 9 единиц; одной из основных причин такого широкого диапазона является разброс величин е. Было установлено, что у одной модели двигателя разница в величинах е составляет 1,5 единицы, а между его цилиндрами достигает 1. Подсчитано, что путем ужесточения допусков на детали, определяющие объем камеры сгорания и характеристику автомата опережения зажигания, и соответствующего увеличения степени сжатия расход топлива можно уменьшить на 1,8 %. Newer news items:
Older news items:
|