Влияние близости земли (часть 4)
Экономичность

 

Как мы видели, близость поверхности земли оказывает боль­шое влияние на величину подъемной силы. Каким образом эта подъемная сила влияет на аэродинамическое сопротивление? Влияет ли она так же, как и подъемная сила, причиной возник­новения которой является ориентация кузова? Этому вопросу уделялось мало внимания. Единственное обращение к нему можно найти в работе Такка [55], который предположил, что при от­сутствии циркуляции вокруг продольного сечения тела даже при отрицательной подъемной силе (возникающей предположительно из-за влияния толщины) сопротивление, связанное с подъ­емной силой, будет отсутствовать. Можно считать, что экспери­ментальные данные, приведенные в упомянутых в этом разделе работах, подтверждают эту гипотезу. Однако экспериментов, специально предназначенных для ее проверки, не было, а имею­щиеся данные носят отрывочный характер, так что окончательные выводы делать рано.

Мысль о том, что любая подъемная сила, независимо от при­чины ее возникновения, влияет на аэродинамическое сопротивле­ние, была высказана Морелли [56], который на основе этой пред­посылки рассчитал форму тела малого сопротивления. Используя простую двумерную математическую модель, описывающую лишь кривизну сечения тела (влияние толщины тела не учитывалось), он построил линию, соответствующую отсутствию подъемной силы и момента относительно поперечной оси около поверхности земли. В остальном форма тела, локальная толщина и поперечное сечение могли быть произвольными. Требовалось лишь, чтобы в направлении потока они менялись постепенно (рис. 10.33). Испытания в аэродинамических трубах моделей, созданных с помощью указанного теоретического подхода, показали, что они обладают очень малыми коэффициентами аэродинамического сопротивления (близкими к 0,05) при характерных для автомобилей расстояниях от поверхности земли. Хотя многие использовавшиеся при создании таких моделей предположения не слишком реалистичны, например, использование двумерной теории и про­извольность выбора толщины и поперечного сечения тела, эта попытка указывает возможные направления будущих иссле­дований, она является очередным продвижением вперед на пути понимания взаимозависимости причин возникновения подъемной силы и аэродинамического сопротивления.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте