Основы теории смазки и износа (часть 8)
Экономичность

 

На основании этого можно сделать вывод о необходимости разработки присадок улучшенного типа для уменьшения трения в двигателях. Следует, однако, иметь в виду, что эти присадки обычно оказывают коррозионное воздействие. Наиболее существенно эти присадки влияют на усталостные характеристики многослойных вкладышей подшипников коленча­того вала. Так что необходимо найти компромисс между защит­ными свойствами присадок при кратковременных перегрузках и их отрицательным действием при длительной эксплуатации.

Хорошими смазочными веществами служат некоторые твердые вещества. Двумя наиболее распространенными являются графит и дисульфид молибдена (MoS2). Менее распространены, по крайней мере в автомобильной промышленности, тефлон и другие длинноцепочечные полимеры.

Графит и дисульфид молибдена заслужили репутацию хоро­ших защитных средств от задиров, образования царапин и других видов повреждений поверхности при горячей штамповке и ана­логичных процессах. Горячая обработка обычно производится при таких температурах, когда жидкие смазочные вещества сгорают и разлагаются, в результате чего трущиеся поверхности остаются незащищенными. Графит и дисульфид молибдена яв­ляются наилучшими смазочными веществами в некоторых ситу­ациях. Их эффективность объясняется одинаковой шестиугольной слоистой структурой решетки, изображенной на рис. 7.3. Связи между слоями относительно слабы, что допускает возможность сдвига при малых напряжениях. Напряжение сдвига слабо зави­сит от величины усилий, действующих перпендикулярно пло­скостям скольжения. Таким образом, при больших значениях Wвеличина Fотносительно мала, следствием чего является малая величина коэффициента трения д., близкая к 0,01. Однако при очень малых значениях Wвеличина ц для дисульфида молибдена может достигать 0,6, а для графита — 0,48.

Прочность связей гексагональ­ной структуры слоев дисульфида молибдена и графита очень вели­ка, поэтому края плоскостей очень твердые и обладают абразивным действием. Эта их особенность служит причиной износа деталей машин при добавлении дисульфида молибдена или графита в жидкие смазочные вещества. Однако, если учесть, что твердые смазочные вещества предотвращают задиры и заедание, некоторый износ можно допустить.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте