Основы теории смазки и износа (часть 7)
Экономичность

 

Соотношения ЭГД-теории используются для конструирова­ния смазываемых машин, особенно машин, эффективных в весовом отношении. Однако существуют и другие ограничения практи­ческого применения сконструированных на основе этих отношений деталей, помимо связанных с точностью вычисления h. Одно из наиболее важных ограничений связало со случаями, когда на поверхности действует нагрузка, а скорость недостаточна для обеспечения нужной толщины пленки жидкости. К таким случаям относятся пуск и остановка двигателей и систем передач.

Условия при пуске в этом смысле хуже условий при остановке, поскольку для изменения толщины пленки требуется время. Особенно серьезно стоит эта проблема для мест контакта распре­делительного вала двигателя с подвижными деталями. Одним из путей решения проблемы может быть увеличение площади, воспринимающей нагрузку. Другим путем может быть увеличение вязкости смазочного вещества, способствующее защите от пере­грузки всех пар трения. Однако увеличение вязкости просто увеличивает вязкое сопротивление в хорошо подогнанных ра­диальных подшипниках.

Интересные разработки появились в начале 1950-х годов, которые имели целью повышение надежности работы пар трения, в частности, в случаях чрезмерного утонения пленки смазыва­ющего вещества. В масло для двигателя добавлялись сложные химические вещества, которые поглощали окислы металлов по­верхностей подшипников. Физическая природа этого поглощения точно не была установлена. В результате поглощения образовы­валась очень тонкая пленка с очень высокой вязкостью, однако она в процессе работы разрушалась, и необходимо было ее по­стоянно пополнять. Наиболее часто используемой в настоящее время защитной присадкой (называемой также антиизносной присадкой) является цинк-диалкил-дитио-фосфат (zinck-dialkyl-dithio-phosphate— ZDDP). Эта присадка содержит цинк, серу и фосфор. Исследования показали, что каждое из этих веществ эффективно снижает трение. Окончательным эффектом применения ZDDPи других аналогичных присадок является то, что элемент двигателя (и зубчатые передачи) могут работать при отсутствии жидкой смазочной пленки во время пуска и могут выдерживать кратковременные перегрузки. Таким образом, при использовании антиизносных присадок появляется возможность уменьшения размеров опорных поверхностей в двигателе и применения смазки меньшей вязкости.

 

РЕКЛАМА

Adca что такое adca.

Новое на сайте