Основы теории смазки и износа (часть 5)
Экономичность

 

Причина этого состоит в том, что при получении соотношения Рейнольдса материалы вала и вкладыша считались абсолютно Жесткими и, таким образом, предполагалось, что нагрузка сосре­доточена на малой части рабочих поверхностей подшипника. Учет упругой деформации каждой из этих поверхностей позволяет учесть их частичную приспособляемость, т. е. сближение на Участке большей площади. Уравнения, которые учитывают и гидродинамику и упругость конструктирующих тел, называются Уравнениями   эластогидродинамической   теории   (ЭГД-теории).

Одно из первых полученных на начальном этапе развития соотношений ЭГД-теории имеет вид В это отношение входит величина ос, пред­ставляющая собой коэффициент зависи­мости вязкости рт давления. Введение величины а позволяет учесть известный из практики современного машинострое­ния факт, что вязкость масла т]0 при ат­мосферном давлении отличается от вяз­кости смазочного вещества при эксплуатации машины, которая увеличивается из-за наличия давления в области контакта или в области нагружения. Значимость такого поведения жидкостей не была известна Рейнольдсу.

Имеются формулы, соответствующие приведенным выше соот­ношениям, которые позволяют оценить вязкое сопротивление или трение в подшипнике. Однако эти формулы довольно сложны и, к тому же, они позволяют получить силу трения лишь в об­ласти, где определяется толщина пленки жидкости. Эта область, как показано на рис. 7.1, может простираться не более чем на 30°, что составляет менее 10 % длины окружности или площади опор­ной поверхности. Для определения таких параметров, влияющих на силу вязкого трения в области, где справедливы соотношения ЭГД-теории, рассмотрим зависимости (7.1) и (7.3).

Полная сила трения в паре вал — подшипник представляется в виде Ft=Ft+F0.Величина отношения F^Foсущественно зависит от конструкции подшипника и от качества опорных поверхностей. Оценить величину отношения Fi/F0можно с по­мощью экспериментальных данных Макки   [4], изображенных на рис. 7.2. На этом рисунке приведены данные о зависимости ц для пары вал — подшипник в условиях смазки от величины ZN'I(P'&)>где Z—вязкость жидкости; N'—скорость вращения вала; Р'— отношение приложенной нагрузки к площади опорной поверхности и б — относительный зазор в подшипнике (зазор равен разности диаметров вкладыша и вала).

 

Новое на сайте