Развитие отечественных турбокомпрессоров (часть 1)
Двигатели с турбонаддувом

 

В начальный период применения газотурбинного наддува конструкции турбокомпрессора отличались разнообразием профилирования проточных частей турбины и компрессора и конструктивного выполнения узла под­шипников. Непрерывное совершенствование элементов турбин и компрессо­ров, достижения в области конструирования подшипников и уплотнительных узлов, накопление опыта производства и эксплуатации двигателей с турбонаддувом позволили в значительной мере оптимизировать конструк­цию малоразмерных турбокомпрессоров. Следствием этого явилась опреде­ленная унификация компоновочной схемы и некоторых технических реше­ний, реализуемых в конструкции.

В нашей стране серийное производство турбокомпрессоре в для наддува автомобильных дизелей впервые было освоено на ЯМЗ. Для наддува трак­торного дизеля мощностью 158 кВт был применен турбокомпрессор типо­размера ТКР 13, имеющий одинаковый наружный диаметр колеса компрессо­ра и турбины, равный 130 мм. Для успешного производства турбокомпрес­соров были освоены новые технологические процессы: литье колес турби­ны по выплавляемым моделям, сварка трением колеса турбины и вала ро­тора, "алмазное выглаживание" опорных поверхностей вала, раздельная балансировка колес компрессора и турбины и др.

В 1970 г. на ЯМЗ началось серийное производство нового турбоком­прессора типоразмера ТКР 11 с диаметром колес ПО мм для наддува автотракторных дизелей, на которые ранее устанавливался турбокомпрессор типоразмера ТКР 13. Эффективные показатели компрессоров и турбины типоразмера ТКР. 11 были сохранены на уровне эффективных показателей турбокомпрессора типоразмер ТКР 13.

Последующие расчетные и экспериментальные исследования позволили сделать вывод о возможности применения для наддува дизелей ЯМЗ турбо­компрессоров с диаметром колес 90...95 мм [1]. Таким образом, улучше­ние показателей турбоком­прессоров. достигнутое за последние годы, по­зволяет обеспечить наддув двигателей агрегатами со значительно мень­шими диаметрами колес турбины и ком. рессора. В настоящее время один турбокомпрессор типоразмера ТКР 11 способен обеспечить наддув автомо­бильного дизеля мощностью до 550 кВт, ТКР 9 - до 350 кВт, типоразмера ТКР 7,5 - до 220 кВт, типоразмера ТКР 6,5 - до 150 кВт, типоразмера ТКР 5,5 - до 100 кВт и типоразмера ТКР 4,5 - до 60 кВт. Тем самым су­щественно уменьшен момент инерции ротора и масса турбокомпрессоров, используемых в качестве агрегатов наддува.


Newer news items:
Older news items:

 

Новое на сайте