Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 16)
Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 16)
Двигатели с турбонаддувом

 

По результатам ускоренных стендовых и эксплуатационных испытаний приняты турбокомпрессоры ТКР 11 и ТКР 9, в которых используется узел подшипников с невращающейся моновтулкой и эффектом очистки масла центробежным способом внутри корпуса подшипников.

На основании результатов осуществленных комплексных исследований обоснованы основные размеры узла подшипников унифицированного типоразмерного ряда автомобильных турбокомпрессоров. Конструктивные раз­меры и их соотношения выбраны из условия достижения минимальных по­терь на трение, требуемой устойчивости частоты вращения ротора в ши­роком диапазоне частот и условий смазывания, а также высоких износо­стойкости и надежности узла подшипника.

Конструкция узлов подшипников. Надежность ТКР в первую очередь оп­ределяет надежность узла подшипников, который должен обеспечивать работоспособность ТКР при частотах вращения ротора до 120 000...130 000 мин 1 и более в течение всего ресурса работы двигателя. При этом окружная скорость вала ротора достигает 60...70 м/с. Если учесть, что в ТКР применяются "гибкие" роторы, у которых две первые "критические" частоты вращения находятся в рабочем диапазоне частот вращения, а нагрузка на подшипники определяется в основном центробеж­ными силами от неуравновешенных масс, то в этих условиях устойчивую частоту вращения ротора могут обеспечить только подшипники скольжения плавающего типа (рис.61,о, б, в). В табл. 5 приведены основные разме­ры узлов подшипников отечественных и зарубежных ТКР. из которой вид­но, что нашли применение подшипники как ВВ, так и НМ. Размеры узлов изменяются в довольно узком диапазоне. Так, диаметр вала выполнился в пределах 0,15...0,17 диаметра колеса компрессора и имеется тенден­ция к его уменьшению, так как в этом случае повышается эффективность ТКР за счет повышения механического КПД. Очевидно, что предел умень­шения диаметра вала будет определяться в основном технологическими возможностями, а не соображениями конструктивногохарактера, так как воспринимаемые валом механические нагрузки малы по сравнению с его прочностью на изгиб и кручение.

Соотношение зазоров вал-втулка, втулка-корпус для большинства ТКР характеризуется отношением 1:2 (табл. 5). Наружный зазор (между втул­кой и корпусом) примерно в 2 раза больше, чем внутренний (между валом и втулкой).


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте