Компрессор (часть 5)
Двигатели с турбонаддувом

 

С учетом полученных результатов дальнейшее исследование и совершенствование проточных частей компрессора нецелесообразно проводить с применением обоих типов профилирования лопаток колес для обеспечения совокупности наилучших технико-экономических показателей, таких, как КПД, коэффициентнапора, диапазон работы с высоким КПД момент инер­ции, трудоемкость изготовления.

По мере уменьшения диаметра колес на показатели турбокомпрессора все более возрастающее влияние начинает оказывать уровень технологии и качества изготовлении его деталей, определяющий такие факторы, как зазоры между лопатками колеса и корпусом и чистота поверхности про­точной части. Влияние указанных факторов на показатели компрессоров автомобильных ТКР очень существенно. Так, сравнительными испытаниями установлено, что зачисткой межлопаточных каналов колеса, имеющих чис­тоту поверхности Rq10... Rq20, до чистоты RQ1.0 можно увеличить максимальное значение изоэнтропного КПД компрессора на 2...2.5 %. При этом удельный Э1рфективный расход топлива автомобильного дизеля умень­шается на 1.5...2 г/(кВтч), а температура выпускных газов перед тур­биной вследствие повышения коэффициента избытка воздуха уменьшается на 25...30 К. Обеспечение требуемой чистоты поверхности колеса Rq1,0 достигается с помощью литья под низким давлением в гипсовые формы, получаемые по резиновым моделям многоразового использования.

Чистота поверхности проточной части диффузора и улитки также су­щественно влияет на КПД компрессора. По результатам измерения скорос­ти, угла и давления потока воздуха в различных точках по ширине без­лопаточного диффузора и в радиальном направлении получена картина изменения структуры потока и данные о потерях в диффузорах с различной шероховатостью. По мере увеличения шероховатости сильно возрастает градиент изменения скорости поперек диффузора в пристеночных зонах, а также угол закрутки скорости (градиент изменения угла потока). Пос­леднее приводит к тому, что с ростом относительной шероховатости уве­личивается интенсивность обратных токов и величина потерь.

Зависимость (27) справедлива в диапазоне эквивалентных углов рас­крытия без­лопаточного диффузора в = 10... 11°.

Из приведенной зависимости следует, например, что уменьшение шеро­ховатости стенок без­лопаточного диффузора турбокомпрессора ТКР 5,5 с 8 до 4 мкм приводит к снижению минимального коэффициента потерь £ с 0,14 до 0,118 и аютветственно к увеличению КПД компрессора примерно на 1,5 %.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте