Оценка сроков службы двигателей
Долговечность

 

В настоящее время имеется значительное число работ, посвященных статистической оценке долговечности деталей двига­телей, которые базируются на сборе и соответствующей обработке информации, полученной с помощью изучения распределений от­казов, возникших в эксплуатационных условиях. На основании ис­следований [56, 58, 109, 207, 278] были уточнены методики статис­тической оценки долговечности с учетом того, что износ деталей двигателя в значительной степени определяется нагрузкой и ин­тенсивностью ее изменения.

Для сопоставления были обобщены результаты наблюдения за изнашиваемостью 22 двигателей ЗМЗ-24, 75 двигателей ЗМЗ-21, 42 двигателей ЗМЗ-53 и 27 двигателей АЗЛК-412, эксплуатировав­шихся в городских условиях с интенсивным попутным и встречным движением, частыми остановками, запусками, переключением пере­дач и изменением скорости движения за счет переменного положе­ния дроссельной заслонки. Обработка осциллограмм с записями режима показала, что более 80% общего времени движения автомо­билей их двигатели работали на неустановившихся режимах.

После сопоставления результатов экспериментальных и теорети­ческих исследований с помощью ЭЦВМ была определена точность предлагаемого метода. Установлено, что при определении долго­вечности гильз цилиндров двигателей в диапазоне вероятностей от 0,1 до 0,25 погрешность составляет 27—41%, от 0,36 до 0,6 — 11—14%, от 0,65 до 0,87—10—15%. Для коленчатых валов и вкладышей в диапазоне вероятностей 0,65—0,87 погрешность состав­ляет 18—22%, для поршней — 14—16%, поршневых колец — 10— 29%  [123].

Из сопоставления результатов проведенных нами эксперимен­тальных исследований 14 двигателей автомобилей, которые более 50% времени работали в условиях с большой запыленностью возду­ха, с результатами теоретических расчетов следует, что в условиях, где превалирует абразивный износ деталей, погрешность предлага­емого метода несколько возрастает и в зависимости от типов двига­телей составляет (%): для коленчатых валов — 21—32, поршней — 24—29, поршневых колец — 21—32, гильз цилиндров — 26—32 (в указанных диапазонах вероятностей).

Таким образом, можно сделать вывод о возможности применения предлагаемого метода для предварительного прогнозирования долго­вечности некоторых деталей двигателей, работающих при неуста­новившихся нагрузочных режимах, что позволит определить норма­тивные показатели ремонтных и эксплуатационных мероприятий.

 

Новое на сайте