Технологические меры по увеличению сроков службы деталей (часть 10) |
Долговечность |
Известно [96, 108, 165, 187, 208, 270, 300], что с точки зрения рассеяния энергии в металлах при колебаниях наиболее целесообразно детали машин изготавливать из мягких сортов серого чугуна с пластинчатым графитом, обладающего высокой способностью поглощать и рассеивать энергию упругих колебаний. Это очень важно, так как при неустановившихся режимах, как правило, возникают резонансные колебания не только в микрообъемах, но и в детали в целом. Как было показано, мягкие чугуны вследствие невысокой прочности матрицы и низкой ее циклической прочности характеризуются плохой износостойкостью. Применение легированых чугунов для гильз цилиндров ужесточает структуру, которая в ряде случаев может быть сорбитообразной с определенным количеством включений структурно свободного цементита. Однако увеличение циклической прочности и твердости чугуна вследствие повышения дисперсности структуры (путем увеличения скорости охлаждения или за счет легирования) неизбежно приводит к значительному снижению циклической вязкости [199]. Это означает, что литые детали из легированного чугуна, имеющие повышенную износостойкость при установившихся режимах, показывают намного худшие противоизносные качества при эквивалентных неустановившихся режимах работы вследствие понижения демпфирующей способности. Наиболее рациональным и перспективным способом обеспечения необходимого диапазона противоизносных свойств деталей является заливка литейной формы двумя металлами с различными физико-механическими свойствами [286]. По этому способу рабочие части детали с целью придания им необходимой твердости и износостойкости заливают легированным, а внешнюю часть — мягким нелегированным чугуном. Многослойные металлы представляют собой самостоятельную группу конструкционных материалов с исключительно ценным и удачным сочетанием свойств, которое не всегда может быть получено в однородном материале, т. е. у двухслойных чугунов сочетается высокая демпфирующая способность подслоя с высокой циклической прочностью основного материала, участвующего в процессе трения. Newer news items:
Older news items:
|