Влияние скорости (часть 6)
Долговечность

 

Причем микротрещины при изменении нагрузочного режима образуются в плоскости максимальных нор­мальных напряжений, а при изменении скорости — по плоскостям касательных напряжений. Необходимо отметить, что усталостные явления в микроучастках поверхностей трения, вероятно, протека­ют непрерывно, а процессы разрушения — за определенные перио­ды (например, для гильз цилиндров двигателей ЗМЗ-53 за 1 • 107 — 1 • 109 ед. усл. работы) при ускорениях более 30 1/с2.

На рис. 91 представлены фрагменты динамики формирования поверхности трения гильзы цилиндра двигателя ЗМЗ-21. Из электронных снимков поверхностей трения при ускорениях колен­чатого вала 30 1/с2 видно, что поверхностный слой характери­зуется большим скоплением рельефов. С увеличением количества выполненной работы поверхности претерпевают существенные из­менения. Вначале (1 • 10sед. усл. работы) трансформируются и вытягиваются углубления экструзионного характера, вызванные микродеформацией (рис. 91, а).После выполнения 1 • 108 ед. усл. работы следы экструзионного характера начинают разрушаться. При этом после выполнения 1 • 109 ед. усл. работы наблюдаются усталостные процессы — выкрашивание, сколы, охрупчивание ме­талла микроучастков поверхностей трения (рис. 91, б). Эти поло­жения хорошо совпадают с результатами, полученными в работе [245], где установлено существование инкубационного периода развития усталостного процесса, когда полосы скольжения в са­мом зерне еще не появились.

С развитием субмикроскопических трещин и микроскопическо­го растрескивания наблюдалось возникновение полос скольжения. Причем замечено, что рельеф поверхности, изменяющийся в про­цессе трения, не оказывает заметного влияния на скорость рас­пространения усталостной трещины.

Выполненный расчет по изменению дислокационной структуры образцов гильз цилиндров показал, что интенсивное увеличение 20 1/с2. При этом наблюдается интенсивное пластифицированное оттеснение участков поверхностного слоя.

Из сопоставления результатов исследования образцов ци­линдров двигателей, работавших при эквивалентных установивших­ся режимах, было установлено, что указанные процессы не имеют принципиального различия в конечной стадии усталостного раз­рушения поверхностей трения.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте