Влияние скорости (часть 3)
Долговечность

 

Работа двигателя в режимах тормоза часто используется при эксплуатации автомобиля, особенно в городских и горных условиях движения. Результаты стендовых испытаний двигателей ГАЗ-53, работающих в режиме тормоза, приведены в табл. 21, откуда видно, что этот режим вызывает повышенный износ деталей в 2,7—3,3 раза по сравнению с износом при установившемся режиме работы. Полученные данные свидетельствуют о наличии оптимального режима торможения (1000—1200 об/мин), при котором процент накопления в масле продуктов износа наименьший. Более интесивному износу подвержены поршни, поршневые кольца и гильзы цилиндров, в то время как изнашивание шеек коленчатого вала и подшипников, работающих в гидродинамическом режиме смазки, не возрастает (табл. 22).

На основании анализа результатов эксплуатационных и стен­довых испытаний можно прийти к выводу, что к внешним факторам, вызывающим повышенный износ деталей двигателя, работающего в тормозном режиме, могут быть отнесены принудительное прокру­чивание вала двигателя при положении дроссельной заслонки, соответствующей холостому ходу; принудительная вентиляция и большое количество избыточного, неиспарившегося топлива, что вызывает понижение температурного режима поверхностей трения и, как следствие, пульсации напряженного состояния поверхност­ных слоев; появление дополнительных сил инерции, обусловленных ускорениями при торможении, и повышение механических воздей­ствий на поверхности трения.

Из сопоставления результатов лабораторных испытаний на образцах и при стендовых испытаниях двигателей установлено, что в большинстве случаев процессы разрушения поверхностей трения и их изнашивание подобны.

Как указывалось, перемена направления скольжения изменяет не только знак упругих деформаций и сил трения, но и их величи­ны. С изменением скоростных режимов величины деформации также изменяются. Причем с увеличением ускорений при возвратно-посту­пательном движении возрастает частота изменения знакоперемен­ных деформаций в микрообъемах. В этом случае, очевидно, влияют смазка, газовые и топливно-воздушные агрессивные среды, которые, как указывалось ранее, интенсифицируют адсорбционное пластифи­цирование металла в контакте.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте