Влияние нагрузки (часть 3)
Долговечность

 

Вследствие нестационарного нагружения на поверхностях тре­ния гильз цилиндров и образцов лабораторных испытаний рядом с участками, имеющими наклепанную поверхность, обнаружены участки с разрыхленным материалом. Наблюдалось значитель­ное разрыхление материала около линий скольжения.

Характерный вид разрушения при больших интенсивностях изменения нагрузки представлен на рис. 80. Изучение микрострук­тур показало, что в процессе работы происходит интенсивная де­формация пор, их сращивание и перерастание в трещины. При изу­чении образцов гильз цилиндров двигателей, работавших во время стендовых испытаний в широком диапазоне изменения нагрузки и различной интенсивности ее изменения, установлено, что выкра­шивание составляющих матрицы (в районе верхней мертвой точки ± 35—-70 мм) наиболее интенсивно (за 1-108 ед. усл. работы) про­исходит при Wp= 0,l-f-0,25 Мн/м2-с. Причем продолжительная работа двигателя (более 1 • 10е д. усл. работы) при указанных ин­тенсивностях изменения нагрузки приводит к перенаклепу ма­трицы, которая деформируясь, заполняет поры, выдавливая из них свободный графит. При этом происходят явления, подобные уста­лостному разрушению сталей с характерным для чугуна скалыва­нием перенаклепанных частиц и повторному внедрению их в мат­рицу. Этот процесс сопровождается обнажением незащищенных слоев и их интенсивным окислением. Выкрошенные из гильз час­тицы повреждают не только поверхности зеркала, но и кольца. На рис. 81 показана поверхность верхнего компрессионного кольца, на которой выделяется оттесненная часть металла с характерным для хрома выкрашиванием.

По мере удаления от верхней мертвой точки изменяется топограмма поверхности трения (рис. 82). Так, в средней части гильзы линии оттесненного металла выражены менее рельефно. Поверх­ности трения имеют тусклый матовый цвет. В средней части гильзы следов выкрашивания структурных составляющих не наблюдается. На поверхности трения гильз цилиндров двигателей, которые ра­ботали при Wp=0,9-7-1,6 Мн/м2 • с, микрорентгеноспектральным анализом было обнаружено явление переноса металла поршней.

 

Новое на сайте