Скоростные режимы (часть 7)
Долговечность

 

Испытание подшипниковых сплавов выполнялось согласно раз­работанной ранее программе с несколько расширенным скоростным диапазоном (до 20 м/с). Условия испытания указанных сплавов (среда, контртело, размеры образцов и т. п.) были такими же, как и при исследовании нагрузочных режимов работы. Из графиков рис. 68 видно, что для сплавов АСМ и СОС-6-6 в диапазоне ско­ростей от 2 до 11 м/с изменение износа незначительное. С увеличе­нием скорости скольжения свыше 11 м/с износ резко возрастает. Минимум износа сплавов наблюдается в диапазоне 9—11 м/с. Из сопоставления данных, полученных при испытании сплавов на неустановившихся и установившихся режимах, найдено, что мини­мум износа находится в одном и том же диапазоне скоростей. Однако износ при неустановившихся режимах в 2—7,5 раза выше, чем при установившихся. Металлографические исследования показывают, что при установившихся режимах в диапазоне скоростей 9—11 м/с четко выраженных структурных изменений поверхностей трения у сплавов СОС-6-6 и АСМ не наблюдается. Аналогичные явления про­исходят в указанном диапазоне и при неустановившихся режимах работы, если ускорения не превышают 5 1/с2. С возрастанием уско­рений (в диапазоне 10—20 1/с2 при выполнении 25 • 108 ед. усл. работы) поверхностный слой сплавов СОС-6-6 при трении интенсивно .темнеет и в ряде мест наблюдаются повреждения в виде разрыхлен­ных углублений, имеющих характер усталостных разрушений (рис. 69) с выраженными линиями, указывающими направление скольжения. Очевидно, этим может быть объяснено повышение износа при неустановившихся режимах по сравнению с установив­шимися

Микроструктурные исследования поверхностей сплавов указы­вают на изменение толщины окисной пленки. Наибольшая толщина вторичных структур образцов из сплавов СОС-6-6 (1000—1500 А) наблюдалась в диапазоне изменения скорости 9—11 м/с при уста­новившихся и с ускорением до 7 1/с2 при неустановившихся режимах работы, что, вероятно, свидетельствует о значительном развитии окислительных процессов.

Увеличение скорости и ускорений приводит к интенсивному пластическому деформированию поверхностных слоев. Наиболее четко развитие деформации и оттеснение металла наблюдалось у образцов из сплава АСМ (рис. 70). При этом, очевидно, имеет место нарушение энергетического равновесия поверхностных и глубинных структур [143].

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте