Напряженное состояние (часть 7)
Долговечность

 

Установлено, что в случае изменения температуры гильзы цилиндров двигателя ЯМЗ-236 на Г С при работе с переменной нагрузкой и скоростью на верхний посадочный пояс гильзы дей­ствует сила порядка 60—95 Мн, что приводит к упругой деформа­ции цилиндра. Выяснено также, что каждому установившемуся режиму работы двигателя соответствует вполне определенное теп­ловое состояние его деталей.

На тепловую инерцию деталей при изменении режима работы двигателя влияет характер изменения режима и размеры деталей [210].

При переходе двигателей с одного скоростного режима на другой (от 4,6 до 6,35 м/с) на различных нагрузках время тепловой инерции возрастает с уменьшением нагрузки и увеличением раз­меров цилиндра [156].

Экспериментальные исследования показали, что при изменении температуры гильзы от 20 до 190° С в ней возникают растягивающие напряжения, представляющие особую опасность для чугунных гильз

(растягивающие порядка 100 Мн/м2, сжимающие— 136 Мн/м2). В гильзах, температура которых изменялась с интенсивностью 10 град/мин, наблюдались максимальные растягивающие напряже­ния порядка 60 Мн/м2, а сжимающие — 118 Мн/м2, с увеличением скорости прогрева гильзы до 25 град/мин максимальные растяги­вающие напряжения достигали 73 Мн/м3, а сжимающие — 124 Мн/м2.

Таким образом, увеличение скорости прогрева гильзы приво­дит к значительной пульсации деформации на микроучастках гильз цилиндров. По результатам исследований были построены топограммы распределения напряжений на поверхности трения гильзы (рис. 47). Как видно из топограмм, при монтаже гильзы в блок в ней возникают растягивающие напряжения до 108 Мн/м2 и сжимающие — до 120 Мн/м2. Распределение напряжений носит локальный харак­тер, максимумы которых располагаются у мест опоры гильзы в блоке. Представленные топограммы свидетельствуют о том, что гильза может изменять свою геометрию.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте