Износ при динамических режимах работы (часть 4)
Долговечность

 

На протяжении ряда лет на страницах журнала «Автомобильная промышленность» протекала полемика о природе износа двигате­лей, в которой принял участие и автор данной монографии (121, 122]. В результате дискуссии определились три основные концеп­ции: коррозионная, абразивная и усталостная. Остановимся не­сколько подробней на последней. Установлено [65], что в условиях эксплуатации ряд деталей трансмиссии выходит из строя в связи с усталостными процессами, которые развиваются в металле.

Было обнаружено [120], что при резко форсированных неуста­новившихся динамических режимах некоторые ответственные дета­ли кривошипно-шатунных механизмов также могут выходить из строя. Так, в процессе испытания пяти двигателей МеМЗ-966, ра­ботавших вначале на автомобилях, эксплуатация которых прохо­дила в условиях пересеченной местности (пробег каждого по 16 тыс. км), а затем указанные условия воспроизводились на стенде в течение 59,5 ч, произошли поломки коленчатых валов. Предвари­тельная тщательная экспертиза, во время обмера деталей перед по­становкой двигателей на стенд, не обнаружила признаков возможной поломки, однако интенсивность изнашивания основных деталей пре­вышала в 2—2,7 раза среднестатистические по аналогичным двигате­лям автомобилей, эксплуатировавшихся на загородних автомагист­ралях. Это позволяет сделать вывод, что в результате действия внеш­них динамических факторов при неустановившихся режимах работы двигателя процессы трения происходят в условиях циклически изме­няющегося сложно-напряженного состояния материала деталей. На поверхностях трения развиваются обратимые упругие деформации [245], при которых в зернах, благоприятно ориентированных по отношению к действующей силе, даже в начальной стадии деформи­рования, возникают пластические сдвиги, в результате чего разгру­жаются одни чрезмерно нагруженные зерна и дополнительно нагру­жаются другие. Развитие пластических деформаций в микрообъе­мах способствует возникновению трещин и разрывов, т. е. образу­ются зоны предразрушения, в которых при повторных воздействиях происходит отделение материала [332]. Наличие указанных зон предразрушения было установлено результатами исследований, проведен­ных в работе [216].


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте