Влияние смазки, газовой среды и температуры на износ (часть 6)
Долговечность

 

Определенное влияние на процесс разрушения поверхностей трения оказывают химически активные вещества. Анализ распреде­ления атомов в вершине трещины скола показывает, что межатом­ные связи в области вершины трещины ослаблены, и атомы подвер­жены сильному химическому воздействию вследствие смещения их от нормального положения [161]. В результате применения хими­чески активных веществ в качестве присадок к маслам на поверх­ностях трущихся деталей образуются необратимые адсорбционные слои, обладающие малым напряжением сдвига. Было установлено [162], что это происходит при одновременной локализации деформа­ции металла в тончайших слоях поверхностей трения.

Действие газовой среды на процессы разрушения металлов мо­жет проявляться следующим образом [287]. Во-первых, путем по­верхностных химических реакций, следствием которых является образование вторичных структур (окислов). Во-вторых, возможно проникновение атомов газовой среды в поверхностные слои металла и осаждение этих атомов вдоль дислокаций, следствием чего являет­ся возникновение хрупкости. В-третьих, вероятна объемная диф­фузия с последующим осаждением атомов в плоскостях скольжения и на микротрещинах [149] с образованием вторичных структур.

Теоретические аспекты физико-химической механики материа­лов [150] свидетельствуют о том, что поверхностно-активные и коррозионно-агрессивные среды, находящиеся в смазках, оказывают значительное влияние на выносливость металлов. В результате вы­полненных исследований было установлено снижение предела вы­носливости конструкционных материалов в различных поверхност­но-активных средах до 10—20% (адсорбционная усталость [150]). Адсорбционный эффект облегчает деформацию и разрушение твер­дых тел и является всегда первым этапом влияния среды на их износные свойства. Только после этого начинаются коррозионные про­цессы.

Исследования [149] показали, что на поверхностях металлов, подверженных знакопеременным напряжениям (для гильз цилинд­ров и подшипников двигателя — это типичные условия), наблюдаю­тся активные очаги зарождения микротрещин. Рост таких трещин происходит на участках деформированного материала, интенсифици­руясь химическим действием среды.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте