Контактное взаимодействие поверхностей трения (часть 4)
Долговечность

 

Знакопеременные напряжения на поверхности, возникающие в процессе трения, приводят к ярко выраженному избирательному износу поверхности, образованию строчечной структуры; поверх­ность обогащается более прочными составляющими. Этот процесс на подшипниковых сплавах описан М. М. Хрущевым, А. Д. Курицы­ной [315], на чугунах и сталях — В. В. Чернешевым [324]. Б. И. Костецкий [172] на многих деталях двигателей внутреннего сгорания (шейке вала, стенке цилиндра и др.) также наблюдал такого рода изменения.

Под действием царапающих элементов поверхностный слой ра­зогревается, деформация локализируется в тонком поверхностном слое и поверхность выглаживается. При этом различают два вида изменений. Первый вид характеризуется постоянным состояни­ем размягчения поверхностных слоев, которое возникает при от­носительно стабильном по времени температурном режиме трения. При нестабильном изменении температурного режима трения наблю­дается второй вид структурных изменений, характеризующийся закалкой поверхностного слоя, которая происходит из-за отдельных температурных вспышек и мгновенного охлаждения поверхностей.  В этом случае растворяются отдельные составляющие сплавов.

Наличие резких температурных вспышек вследствие неодно­кратных деформаций изменяет свойства материала в зоне контак­та. При этом на определенных этапах возникает новая структура материала, по качеству отличная от исходной.

Динамике структурных изменений в процессе трения посвящено ряд работ [212—215], где впервые показано, что в процессе трения существуют «квазиобратимые» процессы, которые характеризу­ются структурой, успевающей быстро перестроиться в исходное «выгодное» состояние. Длительность «безызносной» работы опре­деляется временем, в течение которого материал способен восста­навливать «выгодную» исходную структуру.

Анализ причин, вызывающих основные процессы на поверхности трения деталей машин, а также факторов, влияющих на их раз­витие в процессе изнашивания, указывает на прямую связь послед­него с внешними механическими воздействиями. Основными факто­рами, определяющими процесс изнашивания пар трения, являются нагрузочные, скоростные и температурные режимы работы [230, 327].


Newer news items:
Older news items:

 

Новое на сайте