Система охлаждения (часть 1)
Динамика и конструирование

 

Система охлаждения предназначена для принудительного от­вода теплоты от деталей двигателя, омываемых горячими газами, для обеспечения их оптимального и стабильного теплового состояния.

В зависимости от способа организации теплообмена между эле­ментами двигателя и окружающей средой различают системы с промежуточным теплоносителем (циркуляционные системы жид­костного охлаждения) и без промежуточного теплоносителя (систе­мы воздушного охлаждения и проточные системы жидкостного охлаждения).

Проточная система жидкостного охлаждения конструктивно наиболее проста в производстве и эксплуатации. Простейшая конст­рукция такой системы (рис. 11.1) включает в себя насос 4, который прокачивает охлаждающую жидкость (обычно воду) через рубашку охлаждения двигателя 8,сбрасываемую затем в окружающее про­странство. Регулирование производительности системы осуществ­ляется за счет изменения расхода жидкости через рубашку охлажде­ния с помощью управляемого вентиля 7. Перестановка вентиля осуществляется по сигналу датчика температуры 9. Основным недо­статком проточных систем является необходимость иметь большой запас охлаждающей жидкости, в связи с чем они используются в основном на водном транспорте, где в качестве охлаждающего агента используется забортная вода. ,

На наземном транспорте наибольшее распространение получи­ли циркуляционные двухконтурные системы, где теплоотвод осуще­ствляется в воздух, а охлаждающая жидкость используется в качестве промежуточного теплоносителя, циркулирующего по замкнуто­му контуру.

Конструкция системы жидкостного охлаждения во многом опре­деляется принятым способом организации циркуляции жидкости.

По этому признаку различают системы: термосифонные, с принуди­тельной циркуляцией жидкости и смешанные системы охлаждения.

В термосифонной системе (рис. 11.2) циркуляция жидкости про­исходит в силу разности ее температуры и плотности в различных зонах жидкостного контура. Такая система охлаждения конструк­тивно наиболее проста, недорога, но при приемлемых ее габаритах теплотехнически недостаточно эффективна. Для интенсивной цир­куляции жидкости в ней необходим значительный перепад тем­ператур А/я на радиаторе (порядка 30 °С). В противном случае небольшие скорости движения жидкости могут привести к мест­ным перегревам и значительным градиентам температур в охлажда­емых элементах двигателя. В связи с отмеченными недостатками в современных транспортных ДВС термосифонные системы охла­ждения не применяются.

Система с принудительной циркуляцией охлаждающего агента в настоящее время является одной из основных типов систем охла­ждения автотракторных двигателей. Принудительная циркуляция промежуточного теплоносителя по всему контуру осуществляется жидкостным насосом б (рис. 11.3). Охлаждающий агент подводится через нижний пояс цилиндров.

 

Новое на сайте