Смазочная система (часть 5)
Динамика и конструирование

 

В настоящее время считается, что наиболее эффективным спосо­бом повышения качества фильтрации, увеличения сроков службы масла и периодичности обслуживания является применение ком­бинированной системы очистки масла, состоящей из полнопоточного фильтра с бумажными фильтрующими элементами и частично поточной центрифуги.

В качестве примера конструктивного выполнения полнопоточного фильтра на рис. 10.11 приведен фильтр двигателя ЯМЗ-840.

Как отмечалось выше, в качестве очистителей используют центрифуги. При этом в отечественном двигателестроении находят применение центрифуги с внешним гидравлическим реактивным сопловым приводом и бессопловые центрифуги с внутренним актив­но-реактивным приводом, использующие для вращения ротора энер­гию потока масла, подвергаемого очистке. Примером такого очи­стителя является конструкция центрифуги двигателя ЯМЗ-840 (рис. 10.12). Такие центрифуги компактны и надежны в эксплуатации. Частота вращения ротора на номинальном режиме работы двигателя составляет 6000 мин-1, что достаточно для обеспечения высо­кой степени очистки масла.

Масляные радиаторы. Теплота, отводимая маслом от двига­теля, должна быть рассеяна в окружающую среду. Для этой цели все системы смазки двигателей грузовых и многих легковых автомобилей укомплектовывают специальными теплообменни­ками — масляными радиаторами. В автотракторных двигателях используют два типа радиаторов: жидкостно-масляный и воз­душно-масляный.

Основными преимуществами воздушно-масляных радиаторов яв­ляются:

  • меньшая масса;
  • относительно простое и надежное устройство;

возможность получения большего температурного напора.

Недостатком их является необходимость применения специаль­ного перепускного клапана для перепуска холодного масла. Пружи­ну клапана регулируют на перепад давлений 0,15...0,2 МПа. По мере прогрева масла его вязкость понижается, что приводит к уменьшению гидравлических потерь в радиаторе, и клапан автоматически закрывается.

Основным преимуществом жидкостно-масляных радиаторов яв­ляется быстрый прогрев масла после пуска двигателя и поддержа­ние его температуры, близкой к оптимальной.

Включение радиатора в смазочную систему может осуществ­ляться по одной из следующих схем:

•  последовательно в главную магистраль;

  • параллельно главной магистрали с подачей от основной сек­ции насоса;
  • параллельно главной магистрали с подачей от дополнитель­ной секции насоса.

Наиболее распространена последняя схема, так как в этом слу­чае масляный радиатор не снижает давления в главной магистрали и количество масла, поступающего в радиатор, не зависит от изно­шенности двигателя и насоса.

Расчет масляного радиатора производят в основном в том же порядке, что и расчет жидкостного радиатора.

Рассмотрим особенности расчета. Количество теплоты бол (кДж/с), отводимой маслом от двигателя, должно быть равно количеству теплоты, отводимой радиатором.

 

Новое на сайте