Механизм газораспределения (часть 4)
Динамика и конструирование

 

Поворот вала осуществляется с помощью винтовой пары внут­реннего зацепления, связывающей ведущую звездочку 2 с валом б. Относительное угловое положение вала изменяется при смещении ведомой шестерни 3 по шлицам 9 кулачкового вала в результате воздействия на нее усилия возвратной пружины 4 и давления картерного масла, подаваемого по каналу 7 в полость 10. Управление устройством реализуется по командам из ЭБУ, поступающим на исполнительный соленоид 12, осуществляющий перестановку плун­жера 13.

Минимальному перекрытию клапанов (соленоид «втянут») соот­ветствует крайнее левое положение управляющего плунжера 13. При этом дренажное отверстие 11 открыто и масло, поступающее в узел регулировки фаз из системы смазки двигателя по сверлению 7, выбрасывается через него в полость фланца 14 и затем удаляется в картер. Ведомая шестерня 3 пружиной 4 переставляется в крайнее левое положение, осуществляя при этом необходимое угловое сме­щение вала относительно ведущей звездочки.

Максимальному перекрытию клапанов соответствует крайнее правое положение ведомой шестерни 3. При этом соленоид мак­симально «выдвинут», управляющий плунжер 13 перемещается вправо до полного перекрытия дренажного отверстия 11. В резуль­тате давление масла будет воздействовать на ведомую шестерню 3 и, преодолевая усилие пружины 4, переставит ее по внутренним спиральным шлицам вала в крайнее правое положение. В итоге произойдет поворот кулачкового вала, обеспечивающий макси­мальный угол опережения открытия впускных клапанов.

Существенно большие возможности формирования характери­стик двигателя обеспечивают системы бесступенчатого (непрерыв­ного) регулирования фаз впускных клапанов. Такие устройства в раз­личном конструктивном исполнении широко используются многи­ми фирмами.

На рис. 9.10 приведена схема гидромеханического регулятора непрерывного изменения фаз газораспределения впускных клапа­нов. Распределительный вал 1, управляющий работой выпускных клапанов, приводится от коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Затем вращение от него с помощью замкнутой цепной передачи 2 передается на звездочку 3 привода вала управления впускными клапанами. Сбегающая и набегающая ветви замкнутой цепи «распираются» перенастраиваемым гидравлическим натяжителем 4, перемещающимся в неподвижной направляющей 5. В ре­зультате изменяется относительное угловое положение впускного и выпускного кулачковых валов.

Аналогичными функциональными возможностями обладает гидромеханическая система изменения взаимного углового положе­ния валов привода впускных и выпускных клапанов, приведенная на рис. 9.11. Исполнительный механизм системы расположен на конце впускного распределительного вала, приводимого от звездочки на выпускном распределительном валу. Ротор 3 с лопатками закреплен неподвижно на кулачковом валу 4, а корпус блока 6 — на звездочке привода 5.

 

Новое на сайте