Механизм газораспределения (часть 2)
Динамика и конструирование

 

В современных двигателях наибольшее распространение получи­ли трех- и четырехклапанные механизмы (рис. 9.2, а, б). На некото­рых моделях находят применение пятиклапанные (рис. 9.2, в) и в по­рядке эксперимента (фирма «Maseratti») — шестиклапанные. Увели­чение числа клапанов до четырех на цилиндр позволяет повысить суммарную площадь проходных сечений горловин, уменьшить га­бариты и массу клапанов и элементов их привода, что способствует снижению инерционных нагрузок на детали механизма газорасп­ределения. Расположение клапанов в головке двигателя представ­лено на рис. 9.3. Следует заметить, что увеличение количества клапанов на цилиндр выше четырех при размещении центров отвер­стии горловин на окружности, концентричной периметру цилиндра (рис. 9.2, в), не всегда сопровождается ростом f(как правило, при этом заметно снижается).

При выборе конструкции привода клапанов при прочих равных условиях предпочтение отдается тем из них, которые имеют минимальную массу движущихся элементов при максимальной их жесткости.

В двухклапанных механизмах использу­ются конструкции привода с нижним (сред­ним) и верхним расположением распредели­тельных валов. Нижние распределительные валы устанавливаются в картере или в раз­вале блока цилиндров V-образных двигате­лей. Привод клапанов при нижнем и сред­нем расположении распределительного вала включает в себя кулачок 4, толкатель 3, штангу 2 и коромысло 1 (рис. 9.4). Такая конструкция имеет большую совокупную массу подвижных элементов при малой их жесткости, вследствие чего применяется ис­ключительно в ДВС с номинальной часто­той вращения менее 4000 мин-1. Нижний распределительный вал чаще всего приво­дится во вращение непосредственно от коленчатого вала с помощью набора косозубых шестерен (рис, 9.5, а, б). При большом расстоянии между центрами распределительного и коленчатого валов для привода используется цепная передача (рис. 9.5, в).

Верхние распределительные валы — один (рис. 9.6) или два (рис. 9.7) размещаются на головке блока цилиндров. Привод клапанов осуществляется при этом одним из следующих способов:

• при расположении клапанов в один ряд — либо непосредст­венно от кулачков распределительного вала через направляющий стакан (рис. 9.6, б), либо через коромысла (рис. 9.6, а);

■ при двух и трех клапанах на один цилиндр, расположенных в двух рядах: 1) в случае одного распределительного вала — через коромысла (рис. 9.6, в, г, д); 2) при двух распределительных валах — непосредственно от кулачков через направляющие стаканы (рис. 9.7, б), либо с помощью рычагов (рис. 9.7, а);

• в четырехклапанных механизмах, где всегда используются два распределительных вала, — непосредственно от кулачков через на­правляющие стаканы (рис. 9.7, в) или через коромысла;


Newer news items:
Older news items:

 

Новое на сайте